Фальшивая история
На историю искусства влияют не только вкусы меценатов и коллекционеров, но и фальшивые произведения искусств. Мы это не всегда осознаем, однако это так. Подделка оригинальных произведений искусства давно стала большим бизнесом. Если кому-то однажды удастся его искоренить, мировой арт-рынок ждут тяжелейшие последствия, а если выявить все фальшивки, многие частные и музейные коллекции обесценятся.
Именно этому вопросу была посвящена очередная лекция московского искусствоведа и журналиста Армена Апресяна, которая состоялась в «Кастеевке» в рамках Академии искусств «Асем Алем».
Хан ван Меегерен и Ян Вермеер
Вот, например, известнейший фальсификатор Хан ван Меегерен, который прославился тем, что в первой половине XX века подделывал работы Яна Вермеера. Причем подделывал их настолько филигранно, что никто не мог определить, где подлинник, а где копия. О нем снято множество фильмов и написано множество книг. Но в данном случае меня, прежде всего, интересует не столько вопрос умелых и не очень подделок, сколько то, что если бы эта история не была вскрыта, то мы бы сейчас жили в мире, где работ Вермеера было бы на 20–30 больше, чем есть на самом деле. А во-вторых, мы бы совершенно иначе воспринимали творчество этого художника.
Сейчас достаточно много говорят о картине «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, которая совсем недавно была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $450 млн. Но до сих пор многие эксперты высказывают серьезные сомнения в ее подлинности. С ней вообще связана очень интересная история. Пока эксперты всего мира еще в 2008-м спорили о ее подлинности, эта картина оказалась на выставке в Лондоне. И она висела в одном ряду со знаменитейшими произведениями Леонардо да Винчи и воспринималась как его работа. И вот что интересно. Если сомнения скептиков оправдаются, то в истории появится работа, которую Леонардо никогда не писал. И если наши современники знают об этом, то через пару поколений ее будут воспринимать как подлинник Леонардо, а соответственно и по-другому расценивать его творчество. Хорошо это или плохо – рассудит время. Но спор вокруг той работы еще не завершен.
Супруги Преображенские и русские передвижники
Еще одна интересная афера, которая оказала двоякое воздействие на историю искусства, произошла в России в 2004 году. Речь идет о супругах, Татьяне и Игоре Преображенских, которые покупали работы второстепенных европейских художников, близких по манере к русским авторам того же периода. Подписи авторов затем замазывались, поверх них наносились автографы русских художников, при необходимости в картины вносились изменения, связанные с особенностью пейзажа, деталями быта или костюмами персонажей. А так как холсты и манеры изображения совпадали, коллекционеры попадались на удочку мошенников.
С одной стороны, понятны чувства обманутых коллекционеров. Однако если мыслить категориями истории искусства, получается, что эти жулики украли несколько сотен картин из истории западноевропейского искусства и несколько сотен картин добавили в историю искусства русского. И я сильно подозреваю, что не все их работы сегодня опознаны. Соответственно восприятие истории и наследия того или иного художника уже изменено.
Микеланджело Буонарроти и античность
И ладно, когда речь идет о подделках, которые появились 10–15 лет назад. Здесь изменения не столь явны. Если подделка существует на протяжении долгого времени, то она настолько плотно въедается в историю, что избавиться от нее становится просто невозможно.
Прежде, чем кто-либо узнал о Микеланджело Буонарроти, самыми ценными скульптурами на итальянском художественном рынке эпохи Ренессанса были древнеримские мраморные статуи. В нескольких его биографиях приводятся свидетельства о том, что даже такой великий художник, как Микеланджело, мог быть причастен к умышленному изготовлению подделок, собственноручно изваяв «древнеримский» мрамор.
Это предприятие нисколько не повредило его репутации. Первый биограф Микеланджело – знаменитый историк, ученый-гуманист и врач Паоло Джовио пишет, что художник изваял мраморную статую, названную «Спящий Купидон», в 1496 году, когда ему был всего 21 год, и искусственно состарил скульптуру (по легенде, закопал на время в землю), чтобы она выглядела, как древняя. За таковую изваяние Купидона и сошло, а торговец античными ценностями, некий Бальдассаре дель Миланезе, продал ее за 200 дукатов кардиналу Рафаэле Риарио. Когда Риарио выяснил, что приобрел подделку, он вернул статую Миланезе. Однако за то время, что прошло с момента покупки произведения и до выяснения, что покупателя одурачили, Микеланджело превратился из никому неведомого 21-летнего новичка в самого востребованного в Риме мастера, благодаря той славе, которую снискала его «Пьета», занявшая почетное место в римской базилике Св. Петра. Дель Миланезе с радостью забрал «Купидона» и без труда продал его снова, на это раз уже как произведение самого, внезапно ставшего знаменитым, Микеланджело.
Хотя соучастие Микеланджело в скандале с фальшивкой может вызвать удивление, «Спящий Купидон» – далеко не единственное произведение, которое он подделал. Соответственно, все ли, что мы знаем об античном искусстве, истина?
Людвиг Борхардт и Нефертити
На сегодняшний день бюст Нефертити – одно из самых известных произведений древнеегипетского искусства в амарнском стиле. Бюст представляет собой стилизованный портрет царицы Нефертити, которая была супругой фараона Эхнатона.
И вот совсем недавно исследователи сделали сенсационный вывод, согласно которому лицо красивейшей царицы Древнего Египта ретушировалось после того, как был сделан первоначальный вариант бюста. С помощью компьютерной томографии выяснилась странная вещь – внутри бюста находится вторая скульптура. Получается, художник сначала работал с камнем, сделав заготовку, а потом лепил на нее гипс, придавая более совершенные формы. Это просто и понятно, но ни один из древних мастеров не пользовался подобной технологией изготовления скульптуры. Археологии Древнего Египта такие случаи не известны. Это важнейший аргумент в пользу всего лишь столетнего возраста бюста, так как речь идет о современной технологии подделок.
После этого бюстом заинтересовались историки, которые пришли к выводу, что этот бюст принципиально отличается от других работ, найденных во время тех же раскопок. Да и его исполнение не характерно для той эпохи. Датировать цветной бюст Нефертити традиционными для археологов естественнонаучными методами сложно, поскольку она сделана из камня. Однако критический анализ все же возможен. Его основные моменты изложены в книге Анри Стирлина «Бюст Нефертити – египтологическое надувательство?».
А ведь этот бюст – это не просто произведение древнеегипетской скульптуры. Это один из краеугольных камней всего искусства Древнего Египта.
Так вот, представьте себе ситуацию, при которой будет доказано, что бюст Нефертити – это шутка Борхардта. Во-первых, рассыплется репутация огромного количества ученых, которые выстраивали свое понимание искусства Древнего Египта, опираясь на этот бюст. И как же сильно изменится наше восприятие древнеегипетского искусства!