Центральный банк Турции поднимет базовую ставку до 20 процентов — опрос Reuters
Центральный банк Турции поднимет свою учетную (базовую) ставку до 20% на этой неделе, показал опрос Reuters. Ставка, по данным на конец июля, составляет 17.50% по сравнению с 15% в июне 2023 года.
Средняя оценка 17 учреждений, участвовавших в опросе Reuters, предусматривала повышение учетной ставки на 250 базисных пунктов, до 20%, при этом прогнозы варьировались от 18% до 20,50%.
«Продолжительная дезинфляция маловероятна в условиях, при которых реальная учетная ставка останется глубоко отрицательной, даже если умеренное повышение ставки будет дополняться ужесточением макропруденциальной политики», — говорится в примечании HSBC.
Экономисты, опрошенные Reuters, ожидают, что Центробанк продолжит повышать ставку до конца года. Согласно средней оценке семи экономистов, она достигнет уровня 25% к концу года, с прогнозами в диапазоне от 20% до 30%.
О старой политике Эрдогана
В течение многих лет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отстаивал неортодоксальную денежно-кредитную политику, в результате чего инвесторы были глубоко обеспокоены опасным состоянием платежного баланса Турции. До того, как Эрдоган выиграл на выборах президента в июне этого года, финансы Турции были истощены из-за его усилий оживить экономику страны, по мнению эксперта экономической и монетарной политики Брэда Сетсера. Так, вследствие разрушительных землетрясений для стабилизации курса лиры в феврале этого года Центробанк Турции в течение двух недель использовал резервы на сумму 7 миллиардов долларов.
После победы на выборах президент Турции назначил на пост главы Центробанка Хафизе Гайе Эркан, выпускницу Принстона и банкира Goldman Sachs, а в кресло министра финансов вернул Мехмета Шимшека, инвестиционного банкира Merrill Lynch. Хафизе Эркан специализируется на создании сложных моделей для анализа риска в балансах крупных финансовых учреждений. Образование и опыт Эркан по специальности классических математических теорий сильно контрастирует с радикальными экономическими взглядами Эрдогана. Президент Турции называл процентные ставки «матерью и отцом всех зол» и настаивал на том, что высокая стоимость заимствований вызывает высокую инфляцию.
Вместо того, чтобы использовать повышение процентных ставок для сдерживания инфляции, как это делают центральные банки по всему миру, Эрдоган удерживал процентные ставки на низком уровне в течение многих лет, разрушая государственные финансы, как отмечает Deutsche Welle. По состоянию на 10 июня 2023 года Центробанк израсходовал около 25 миллиардов долларов валютных резервов.
О мерах по ужесточению ДКП
По сообщению Financial Times, «различие во взглядах с президентом Турции оставляет Хафизе Эркан мало пространства для маневрирования, ведь ей приходится переворачивать все с ног на голову и ужесточать монетарную политику». В рамках изменения политики на этой неделе повышена недельная ставка репо (сделка продажи ценных бумаг с обязательством выкупить их в определенный срок) на 900 базисных пунктов, с 8,5% до 17,5%, что по-прежнему намного ниже годовой инфляции на уровне 47,83%. Вместе с тем Центробанк пообещал, что будет постепенно ужесточать политику по мере необходимости во избежание негативного воздействия высоких ставок на экономику.
После назначения Эркан на пост главы Центробанка учетная ставка повышена почти в два раза — с 8,5 (март 2021 года) до 17,5 процента (июль 2023 года).
Под руководством нового министра финансов Мехмета Шимшека Турция также отказалась от дорогостоящей защиты лиры и позволила валюте упасть на четверть по отношению к евро с конца мая (данные на 3 августа). Слабая лира делает импорт более дорогим, и из-за этого потребители и предприятия сталкиваются с более высокими ценами.
Шимшек также повысил налоги на широкий спектр товаров и услуг, включая 200-процентное увеличение налогов на бензин. Ожидается, что эти меры направлены как на охлаждение спроса, так и на пополнение государственной казны после предвыборных расходов, сообщает Financial Times.
«Мы находимся в переходном периоде, когда нацелены на дезинфляцию и ценовую стабильность», — отмечал Шимшек, комментируя данные по инфляции в начале августа, добавив, что «основная цель нашей политики — постоянное снижение инфляции до однозначных цифр в среднесрочной перспективе», сообщает Financial Times.