КМГ нашел применение китайскому кредиту

Опубликовано
На прошлой неделе китайская «Синопек Инжиниринг» и Атырауский НПЗ подписали контракт на строительство комплекса по производству ароматических углеводородов. Эксперты, опрошенные «Къ», считают, что китайской стороне удалось лучше защитить свои интересы в проекте, чем казахстанской.

КМГ нашел применение китайскому кредитуНа прошлой неделе китайская «Синопек Инжиниринг» и Атырауский НПЗ подписали контракт на строительство комплекса по производству ароматических углеводородов. Эксперты, опрошенные «Къ», считают, что китайской стороне удалось лучше защитить свои интересы в проекте, чем казахстанской.

Интерес к проекту проявляли несколько компаний, из которых в финал вышли китайская «Синопек» и японская «Марубени», уже осуществившая на этом заводе первый этап реконструкции. Но ценовые предложения японцев, по словам управляющего директора по переработке и маркетингу нефти КМГ Данияра Тиесова, более чем в три раза превышали стоимость ТЭО «Синопек» ($3,4 млрд и $1,04 млрд соответственно – «Къ»). Определяющими, как сказал «Къ» Данияр Тиесов, были еще 3 критерия – квалификация подрядчика, а также насколько он способен привлечь финансирование и помочь с рынками сбыта.

«Синопек» – четвертый по мощности нефтепереработчик и третий по мощности производитель нефтехимии в Китае – выступает и в роли оптового покупателя. На первом этапе вся продукция завода будет уходить на экспорт. Финансирование китайская сторона тоже берет полностью на себя. Правда, условия кредитования проекта китайскими банками еще не утверждены – вопрос только еще будет рассматриваться советом директоров «Казмунайгаза», владеющего Атырауским НПЗ через свою «дочку» ТД КМГ, и должен быть решен до конца года. Данияр Тиесов подтвердил, что эта сумма войдет в тот самый 10-миллиардный кредит, договоренность о котором была достигнута между казахстанским и китайским правительством в июле этого года. По условиям договоренностей, $3,5млрд из первого транша в $5 млрд должны быть направлены на проекты с участием китайских компаний.

Между тем, строительство должно начаться уже в этом году: срок реализации проекта – 2009-2013 годы (39 месяцев). Проектная мощность – 133 тыс. тонн бензола и 496 тыс. тонн параксилола в год (используются в производстве полимеров). По словам Данияра Тиесова, основную массу занятых на строительстве трудовых ресурсов составят казахстанцы. «Естественно, будут привлекаться и иностранные специалисты – в пик на строительстве будет занято 3-4 тысячи человек – но в соответствии с установленными казахстанским законодательством квотами», – сказал он.

По словам генерального директора ТОО «АНПЗ» Талгата Байтазиева, проект по созданию установки по производству ароматических углеводородов является логическим продолжением начатой модернизации завода. Осуществленный «Марубени» в 2006 году I этап реконструкции позволил провести коренную модернизацию производственных мощностей и вывести их на современный уровень: уменьшилось количество выбросов в окружающую среду, снизилось содержание серы в производимых нефтепродуктах.

Улучшилось качество моторного топлива за счет расширения ассортимента нефтепродуктов: автомобильных бензинов марок Регуляр-92, Премиум-95, Супер-98, соответствующих требованиям Евро-2 и имеющих запас качества по основным показателям содержания серы и бензола для продукции евростандартов. В Атырау также был налажен выпуск дизельного топлива в соответствии с требованиями Евро-2,3,4 и дизельного топлива с температурой застывания -35°С без применения присадок. Именно эти виды дизельного топлива рассчитаны на использование в современных легковых и грузовых автомобилях с дизельными двигателями. Возросла до 200 тысяч тонн в год возможность выпуска реактивного топлива ТС-1. Кстати, АНПЗ еще не погасил полностью кредит за ту реконструкцию, когда были привлечены средства от Японского банка международного сотрудничества (JBIC) в размере $200 млн.

Собственно, производство ароматических углеводородов на Атырауском (Гурьевском) НПЗ планировалось еще в советское время, и даже было разработано ТЭО, поскольку в конце 80-х в соседнем Актау (Шевченко) был построен завод пластмасс. Его мощность составляла 200 тыс. тонн продукции в год, в то время как аналогичные производства Советского Союза выпускали максимум 70 тыс. тонн. Но тогда производство бензола в Атырау наладить не успели. Встал и завод пластмасс, поскольку с развалом Союза поставки бензола из России и Украины практически прекратились. Сейчас он потихоньку начинает оживать. Но с учетом того, что даже в 2013 году ароматические углеводороды будут продаваться в Китай, на АНПЗ ему еще долго не придется рассчитывать. Вице-президент Национальной инженерной академии РК, академик Надир Надиров, принимавший активное участие в первом проекте, не уверен в качестве китайской разработки и утверждает, что ароматические углеводороды канцерогенны. По стандартам, утверждает он, непредвиденные расходы должны составлять не более 10% от общей стоимости, но у нас нередко происходит удорожание в разы. «ТЭО по Кашагану «стоило» $57 млрд, и в 2006 году уже должна была пойти нефть. Теперь отложили на 2013 год, а стоимость достигла 137 млрд», – говорит он.

Настораживает разрыв в стоимости работ и директора консалтинговой компании «Almagest» Айдархана Кусаинова. Он считает, что китайцы могут делать это дешевле не только потому, что у них дешевле рабочая сила, но и из-за разницы в подходах. «В открытых источниках условий контракта нет, поэтому я не могу утверждать точно, но думаю, что то, что дешевле на входе, вполне может быть дороже на выходе. Если есть гарантирование поставок в Китай, там встают вопросы ценообразования. Видимо, у японцев это был чистый бизнес-проект, на котором они хотели заработать, а у китайцев это бизнес плюс политика». Кроме того, Айдархан Кусаинов считает, что в результате осуществления проекта вполне возможно возникновение очередных «чайна-таунов» в Западном Казахстане, «как в Актюбинске».

Экономист Канат Берентаев считает проект продолжением китайской стратегии по приобретению реальных активов по всему миру для насыщения внутренних потребностей в сырье, «которая (стратегия) в период кризиса стала четко выраженной». «А мы повышаем добавленную стоимость… Кстати, ничего особенного в производстве ароматики нет – это, по сути, самогонный аппарат, только большой. Если «Синопек» готов закупать практически всю продукцию, значит, Китай пошел по стопам развитых стран – стал выносить грязные производства, (а ароматические углеводороды – это очень грязное производство), на чужую территорию», – говорит он.

Читайте также