Посторонним вход упрощен: Узбекистан либерализует визовый режим
Узбекистан ввел безвизовый 30-дневный режим для туристов из 45 стран. Официальный Ташкент намерен за шесть лет удвоить долю въездного туризма в ВВП. Чтобы сохранить иностранных клиентов, турагентствам из соседних стран придется встраиваться в логистические цепочки, ведущие в Узбекистан и каким-то образом найти инвесторов для развития своих уникальных национальных турпродуктов.
Туризм по семейным обстоятельствам
До недавнего времени граждане 19 развитых стран могли въезжать в Узбекистан без виз. С 1 февраля 2019 года их количество выросло до 64. Граждане еще 76 стран могут оформить электронную визу (с помощью таких казахстанцы ездят отдыхать на Гоа). Транзитные пассажиры из 54 стран, от Алжира до Ямайки, могут гостить без виз пять дней. Представители 110 стран теперь могут получить вид на жительство, приобретя недвижимость: в Ташкенте на $400 тыс., а в Каралпакистане и ряде других областей – на $100 тыс.
Узбекские власти изменили въездную политику в отношении практически всего земного шара. Как рассказал Kursiv.kz генеральный консул Республики Узбекистан в Алматы Аброр Фатхуллаев, в начале года в стране была утверждена концепция развития туризма на 2019-2025 гг. Её цель – «превращение республики в одного из наиболее конкурентоспособных игроков на региональном и мировом рынках туристских услуг». Турпоток в Узбекистан планируется нарастить до 9 млн человек, в том числе до 2 млн из дальнего зарубежья.
Правда, кого считать туристом – вопрос интересный. По данным Госкомитета РУ по статистике, из 2,8 млн иностранцев, въехавших в 2017 г., лишь 203,7 тыс. человек указали целью визита «туризм». Еще 2,2 млн гостей приехали навестить своих родственников. Впрочем, никто не мешал им при этом тратить деньги в ресторанах или на экскурсиях.
В прошлом году участники Международного туристического инвестфорума в Ташкенте оценили расходы туриста за поездку (длиной около недели) в $619 – примерно $100 в день. Всего, по данным заместителя премьер-министра Узбекистана Азиза Абдухакимова, в 2017 году экспорт узбекских туруслуг составил $546,9 млн, а в 2018 году — $1,04 млрд. По словам генерального консула, 2025 году этот показатель должен вырасти до $2,2 млрд, а в целом вклад туризма в ВВП увеличится с 2,3% (по итогам 2017 года) до 5%.
Количество мест размещения должно вырасти с 900 до 3 000, а турфирм – с 950 до 1 700. Для сравнения: полгода назад председатель фонда «Туристик Камкор» Инна Рей отмечала, что в РК фактически работают около 500 турфирм.
Некоторые предпочитают подешевле
Кажется, пока у узбеков получается. Директор казахстанской «Корпорации «Гранд» Елена Радченко говорит, что в последние два-три года поток запросов на туры в Узбекистан вырос примерно на 50%. По данным tutu.ru, в качестве места для новогоднего отдыха Ташкент обогнал по спросу в России всех, включая Прагу и Берлин. «Это правильная информация, только наша компания приняла несколько сот туристов», — подтверждает исполнительный директор ташкентского ООО «Central Asia Travel» Николай Сербин. «Вот уже два года туда с удовольствием едут казахстанские туристы», — отмечает менеджер алматинской компании «BeStar Travel» Виктория Еремина. Оба эксперта связывают увеличение турпотока с политикой президента Шавката Мирзиёева по либерализации въездного режима. При этом Николай Сербин не исключает, что в 2020 году турпоток может вырасти в 3-4 раза.
По словам Аброра Фатхуллаева, помимо отмены виз власти поддержат развитие транспортной инфраструктуры, индустрии развлечений. Планируется расширить подготовку специалистов. Как и во многих других странах, будет развиваться уже созданная туристическая полиция. Ожидается создание тематических зон и кластеров, целевых турпрограмм по этнографическому, гастрономическому, оздоровительному и другим видам туризма. Генконсул Узбекистана выразил уверенность, что эти меры будут способствовать развитию трансграничного туризма в регионе.
Участники рынка считают, что узбекские власти грамотно воспользовались существующими трендами. «В последнее время вырос интерес к туризму на территории стран бывшего СССР», — отмечает директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова. Несколько девальваций заставили туристов из стран СНГ искать отдых подешевле. Так, некогда бюджетная Турция превращается в люксовую. Взамен люди едут в Грузию, Азербайджан, Россию. Не секрет, что казахстанцы (и россияне) составляют основной поток туристов на Иссык-Куле.
Почему же вперед вырвался именно Узбекистан? Со времен Советского Союза он продвигается как сосредоточие исторических памятников. «Плюс надо добавить ту национально-культурную составляющую, которую узбеки закладывали всегда», — считает Рашида Шайкенова. По словам г-на Сербина, туристам важно, что «Узбекистан занимает лидирующие позиции в рейтингах страновой безопасности», плюс «инфраструктура в Узбекистане на порядок лучше». Несмотря на это, она все еще остается лимитирующим фактором. По мнению Николая Сербина, спрос по-прежнему опережает предложение. Елена Радченко не замечает пока существенных изменений в инфраструктуре и уровне цен. Николай Сербин считает, что эти изменения проявятся в ближайшие годы, причем первые ласточки уже есть: российские авиаперевозчики начали предлагать акционные билеты из Москвы в Ташкент в обе стороны по 150 евро.
Европейцы и американцы едут в Узбекистан за экзотикой. Елена Радченко и Виктория Еремина отмечают, что наши туристы чаще всего едут в Ташкент, Самарканд, Бухару. Но казахстанцы отправляются не только за историей и пловом. Представитель транспортной компании из Ташкента на условиях анонимности рассказал, что растёт поток «дикарей», едущих без путёвок. Жители Шымкента и Тараза приезжают погулять в ташкентских ресторанах. Популярны поездки к стоматологам и косметологам.
Других посмотреть и себе заработать
Туристы из Европы и Америки обычно приезжают посмотреть сразу несколько стран. Николай Сербин говорит, что на мировом рынке уже сложился бренд «Five -stans», пять центральноазиатских республик. Однако «держатели золотой акции» в региональном туризме – это Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан», страны, отменившие визы для десятков государств», — считает он.
Напротив, туристы из ближнего зарубежья более склонны смотреть одну, максимум – две страны за раз. «У нас есть партнёры в Узбекистане, и мы всегда рады с ними работать, ведь у них индивидуальный подход к клиентам и хорошее качество обслуживания. Комплексные туры иногда запрашивают, и мы подготавливаем предложения, но, к сожалению, туры не выкупают, и туристов пока не было», — констатирует Елена Радченко из «Корпорации «Гранд». «Готового пакетного продукта для иностранцев из дальнего зарубежья для посещения Казахстана и Узбекистана пока нет. При запросе конкретной группы можно вопрос проработать, но пока такой потребности не было», — подтверждает Виктория Еремина.
Рашида Шайкенова уверена, что такой продукт появится. Сейчас КТА в рамках проекта Евросоюза занимается развитием сельского туризма. Проект объединяет Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Уже готовы 28 «хорошо разработанных туров», объединяющих страны региона в рамках экологического туризма.
По её мнению, Казахстану вообще нужно активнее развивать свой уникальный турпродукт. Во-первых, это неповторимые природные ландшафты, причем практически во всех регионах. Во-вторых, наследие культуры номадов. «Мы уже не можем показать полностью кочевой образ жизни, но полукочевой еще в силах», — мечтает Рашида Шайкенова. Пока же тактическая задача казахстанских турфирм – не упустить поток россиян. «Их количество должно возрасти, а мы не должны потерять этот поток, привлечь их из Узбекистана в Казахстан», — заключает руководитель КТА.