Правительству предложили разрешить экспорт лома по квоте
Правительство должно рассмотреть возможность ввода квоты на экспорт лома черных металлов, считает депутат сената парламента Андрей Лукин.
«Предлагается рассмотреть возможность предоставления квоты на экспорт лома черных металлов с обеспечением доступной логистики через железные дороги либо равномерно распределить лом на внутренний рынок с приостановлением импорта металла. Внедрить интегрированную систему учета лома черных и цветных металлов, которая будет формировать баланс сбора и потребления лома металлов в Республике Казахстан и способствовать достижению прозрачности на рынке и снижению теневого оборота», – сказал он на пленарном заседании сената, озвучивая депутатский запрос на имя премьер-министра Алихана Смаилова.
Также Лукин предложил перевести деятельность субъектов бизнеса по работе с ломом с уведомительного порядка, когда предприниматель ставит в известность государство постфактум, на лицензионный с разработкой соответствующих правил выдачи лицензий и установлением квалификационных требований. Депутат считает, что должны быть приняты и подзаконные акты, предписывающие электронное ведение и формирование отчетности ломозаготовителями с последующей интеграцией с информационными системами органов государственных доходов и акиматов.
По его словам, в формах отчетности должны быть указаны стоимость и объем каждого вида или подвида металла, а сами эти данные оцифрованы. За предоставление недостоверной отчетности нужно определить меры ответственности, сообщил Лукин. Кроме того, он предложил закрепить контрольно-надзорные функции за комитетом индустриального развития министерства промышленности и строительства для регулирования деятельности по сбору, хранению, переработке и реализации лома и отходов металлов.
Депутат объяснил необходимость введения данных мер сложившейся на рынке металлолома ситуацией. В 2020–2022 годы и за истекший период текущего года в страны Евразийского экономического союза (в ЕАЭС входят Казахстан, Россия, Беларусь, Армения и Кыргызстан) экспортировано почти 5 млн тонн лома и отходов черных металлов стоимостью около 30,5 млрд тенге.
«Основной объем – 99% – закуплен российскими предприятиями. Вместе с тем в третьи страны реализовано 537,5 тыс. тонн лома и отходов черных металлов стоимостью почти 60 млрд тенге. Из данной статистики очевидно, что местным предпринимателям гораздо выгоднее экспортировать продукцию в третьи страны, где цена закупки выше, чем в России и Казахстане. Однако Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (теперь – министерство промышленности и строительства. – «Курсив») без изучения мнения предпринимателей и серьезных оснований приняло пять нормативно-правовых актов, предписывающих ограничения на экспорт лома, и разрешило вывоз только железнодорожным транспортом», – сказал Лукин.
Тем самым, считает депутат, в нарушение пункта 3 статьи 2 Предпринимательского кодекса, министерство необоснованно установило привилегированное положение отдельно взятых субъектов бизнеса и ограничило права других предпринимателей, которые вывозили лом автотранспортом.
«В последующем приказом министра индустрии и инфраструктурного развития о некоторых вопросах экспорта лома и отходов черных и цветных металлов с 3 мая текущего года введен полный запрет на экспорт лома сроком на шесть месяцев всеми видами транспорта. Ввиду принятия ограничительных мер и существенного занижения стоимости покупки лома металлоперерабатывающими предприятиями, систематическими задержками по его оплате с 2020 года по республике вынужденно закрыли либо приостановили свою деятельность более 1,5 тыс. предприятий», – сказал он.
По его словам, эта проблема на протяжении последних лет остается без внимания правительства. Лукин отметил, что от экспорта лома за указанный период в бюджет поступило около 40 млрд тенге.
«В целом ломозаготовители готовы снабжать сырьем местные предприятия при поддержке их деятельности со стороны правительства. Наряду с этим ломозаготовители ходатайствовали предоставить информацию о порядке создания плавильного завода для производства слитков из металла, что позволило бы экспортировать изделия уже как готовую продукцию. Однако данный вопрос в настоящее время не разрешен», – сказал он.
Кроме того, сообщил депутат, существует проблема контроля и надзора за субъектами, осуществляющими сбор, хранение, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов. Дело в том, что за комитетом индустриального развития министерства не закреплены соответствующие контрольно-надзорные функции. В результате он лишен правовой возможности привлечения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без направления уведомления, к административной ответственности. Именно этим депутат объяснил сохраняющуюся повсеместную практику кражи люков канализационных колодцев, кабеля и другой металлической продукции.
Казахстан ввел запрет на вывоз металлолома в мае 2022 года из-за недозагрузки металлургических заводов. Сектор черной металлургии, который использует лом, загружен всего на треть, и задача правительства довести загрузку по меньшей мере до 70–80%, говорил тогда журналистам заместитель председателя Комитета индустриального развития Мининдустрии РК Турар Жолмагамбетов. Среди металлургических предприятий, испытывавших на тот момент дефицит сырья, Жолмагамбетов назвал «АрселорМиттал Темиртау», «КазФерроСталь», KSP Steel и «Феррум-Втор». В этом году правительство пошло на продление действия данного запрета еще на шесть месяцев.