Национальную платежную систему Казахстана в ближайшие годы не реализуют
Полная реализация программы развития национальной платежной системы Казахстана (НПС) в ближайшие годы не предвидится, считают эксперты, опрошенные агентством «Интерфакс-Казахстан».
Как сообщили агентству в АО «Евразийский банк», учитывая международный опыт и непростую ситуацию в период пандемии, полная реализация данного проекта в ближайшие годы невозможна.
«Все зависит от создания благоприятных условий от регулятора как в части надзора, так и в части привлекательных ставок по взаиморасчетам. Немаловажную роль играет доверие населения к новым продуктам, которые будут создаваться на базе НПС», — поясняют в финорганизации.
При этом подчеркивают, что в настоящее время объем безналичных операций стремительно растет и интерес государства в участии и регулировании данного рынка путем создания национальной платежной системы понятен и логичен.
«Важно понимать, что международные платежные системы (МПС) создавались годами, их правила и мандаты претерпели немало изменений, прежде чем они стали соответствовать требованиям безопасности и потребностей клиентов. Амбициозные планы государства должны быть подкреплены конкурентными условиями, одинаковыми для всех участников рынка, при этом, участие в национальном проекте должно быть добровольным, а не принудительным, и только в данном случае возможно полноценное развитие платежной системы», — отмечают в банке.
Указывается, что работа по освещению НПС должна проводиться не только с банками второго уровня (БВУ), но и с населением, чтобы были понятны и прозрачны межбанковские операции.
«Необходимо понимать первостепенную цель регулятора в создании НПС. Если это борьба с теневой экономикой и тотальный контроль всех операций, то тарифные ставки могут не сильно отличаться от действующих комиссий. Если НПС создается в целях развития безналичных операций в стране, то возможно ожидать снижения текущих ставок и конкурентных условий для местных участников рынка», — комментируют в финорганизации.
В АО «Банк ЦентрКредит» (БЦК) прогнозируют, что внедрение национальной платежной системы займет не менее 5 лет.
«Внедрение проекта потребует развертывания необходимой инфраструктуры и создание среды для использования карт, в том числе и за рубежом. В России, Белоруссии, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане уже существуют свои национальные платежные системы. Они показали свою работоспособность, отвечают требованиям запросов своих стран. Данные примеры показывают, что внедрение национальных систем реализуемо, главное определить основную цель», — считают в БЦК.
В БЦК отмечают, что внедрение такого проекта является высокозатратным.
«(Внедрение — ИФ-К) требует значительных сумм инвестиций для всех участников, как для государства, так и для банков и бизнеса. Потребуется разработка национального стандарта работы системы, сертификация всех банкоматов и POS-терминалов. Дополнительно для клиентов возникнут трудности в выборе нужного продукта — какую карту в итоге выбрать, какой платежной системы, в чем разница и выгода», — поясняют в банке.
Вместе с тем, генеральный директор ТОО «DAMU Capital Management» Мурат Кастаев не видит никакой необходимости в создании национальной платежной системы.
«Наш внутренний рынок слишком мал, чтобы обеспечивать его эффективное развитие и окупаемость. Сейчас же у государства в целом и Нацбанка в частности есть спектр более насущных и приоритетных проблем, в свете спада в экономике, растущей безработицы и инфляции, падения доходов населения и обеспечения стабильности национальной валюты. Таким образом, создание национальной платежной системы не входит даже в топ-15 или топ-20 наиболее важных задач в финансовой и экономической повестке дня государства», — подчеркивает Кастаев.
Он отмечает, что наличие собственной платежной системы важно для финансовой и экономической безопасности государства, однако стоит вопрос в стоимости и экономической целесообразности такой системы.
«Сейчас в Казахстане в основном используются лидирующие платежные системы в мире — американские компании Visa и MasterCard. Также в свете растущей экономической и финансовой мощи Китая в мире активно растет и система Union Pay. Использование казахстанскими банками международных платежных систем позволяют их держателям осуществлять переводы как внутри Казахстана, так и по всему миру, а также использовать карточки для расчетов по международным онлайн-покупкам и во время личных и деловых поездок за границу», — сообщает Кастаев.
По его мнению, для внедрения и популяризации НПС государству нужно сделать так, чтобы пользование этими карточками было выгодным как для бизнеса, так и для населения.
«Для бизнеса можно значительно снизить комиссии банков (через субсидирование государства) при оплате национальными картами, а для населения — снизить или убрать комиссии по выпуску и ежегодному обслуживанию таких карт, опять же компенсируя выпадающие расходы банков», — уточняет Кастаев.
При этом внедрение НПС, как считает он, не приносит прямой финансовой и экономической выгоды государству.
«По собственной воле эти карты граждане вряд ли будут выбирать, и государство может принудительно перевести на них пенсионеров, бюджетников и квазигосударственный сектор. Все потенциальные выгоды по снижению тарифов и комиссий государству придется взять на себя, что тоже не очень разумно в свете дефицита бюджета и необходимости сокращения государственных расходов», — резюмирует Кастаев.
В январе глава Нацбанка Казахстана Ерболат Досаев сообщал, что регулятор совместно с Агентством по регулированию и развитию финрынка и правительством до 1 октября 2020 года разработает программу развития национальной платежной системы для борьбы с теневой экономикой и повышения доли безналичных расчетов. По его словам, национальная платежная система будет выстраиваться на взаимовыгодной основе для всех заинтересованных сторон.