«КазМунайГаз» видит возможность использования подземных вод для производства водорода

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
«КазМунайГаз» видит возможность использования подземных вод для производства водорода / shutterstock

Компания «КазМунайГаз Инжиниринг» («дочка» «КазМунайГаза») рассматривает возможность использования подземных вод для производства водорода в республике, сообщила «Курсиву» специалист департамента по альтернативной энергетике компании «КазМунайГаз Инжиниринг» Алиса Ким.  

«Чтобы получить 1 кг водорода, нужно 9 кг воды. Если это нечистая вода, то ее нужно еще очищать, поэтому может быть 12-18 кг воды. Поэтому мы сейчас исследуем этот вопрос. Мы хотим сделать атлас водных ресурсов внутри «КазМунайГаз Инжиниринга», чтобы точно знать, что, допустим, будет негативно трогать воду с Каспия для нашей экосистемы, поэтому, может быть, есть грунтовые воды, которые мы можем использовать», — сказала она «Курсиву».

В прошлом году президент Касым-Жомарт Токаев дал поручение заняться развитием водородной отрасли. После этого в апреле 2022 года на базе «КазМунайГаз Инжиниринга» был создан первый центр компетенций по водородной энергетике в Центральной Азии. В этом году он был переименован в департамент по альтернативной энергетике.

«Тем не менее нашим главным сектором, которым мы занимаемся, является водородная энергетика. Просто деятельность расширилась в целом на альтернативную энергетику», — сообщила Ким.

Все это время департамент занимался научной деятельностью. В частности, сейчас им рассматривается возможность реализации различных пилотных проектов по водороду.

«Но они (проекты по водороду – Курсив) на стадии разработки. Есть разные варианты (производства водорода – Курсив). Во-первых, мы хотим декарбонизировать нашу отрасль, поэтому мы рассматриваем производство любого водорода. Это тот же сероводород, но в этом случае мы улавливаем углекислый парниковый газ. Получается уже меньше загрязнения идет в атмосферу. Второе – это производство зеленого водорода для электрификации наших зданий», — сказала она.

По ее мнению, производство водорода для электрификации зданий КМГ может, к примеру, привести к электрификации вахтовых поселков компании. Вместе с тем, для практической реализации проектов департамент планирует максимально изучить экономическую эффективность процесса производства водорода.

«Мы сделаем все исследования как исследовательский институт, чтобы это было эффективно с экологической точки зрения, а также с экономической. Мы хотим развивать и зеленый водород, и голубой водород», — сказала Ким.

В ходе Energy Week управляющий директор департамента альтернативной энергетики Сауле Жолдаякова сообщила, что расположение Казахстана дает стране возможности экспортировать водород, но для Казахстана водород не должен быть только товаром для экспорта.

«Мы должны рассмотреть формирование внутреннего рынка. По прогнозам Всемирного банка, для Казахстана водород может быть полезен в таких секторах как производство аммиака, метанола и стали», — сказала она.

Также ВБ предполагает, что производство голубого, зеленого аммиака и метанола в мире ежегодно будет расти. Помимо головного офиса в Астане департамент альтернативной энергетики имеет лабораторию в Атырау, которая занимается исследованием водородных технологий, в частности разработкой материалов по хранению водорода.

Крупнейшим игроком по водороду в Казахстане может стать немецко-шведская компания Svevind Group, которая презентовала в октябре 2022 года в Акорде президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву и президенту Европейского совета Шарлю Мишелю проект по созданию центра производства и распределения «зеленого» водорода в Мангистауской области. Там планируется производить ежегодно 2 млн тонн «зеленого» водорода. Проект стоимостью $50 млрд предполагает строительство и эксплуатацию опреснительного завода мощностью 255 тыс. кубометров в сутки, станции возобновляемых источников энергии (ветер, солнце) на 40 ГВт и произведение электролиза воды 20 ГВт в основном для экспорта или внутреннего потребления. Воду для проекта предполагается брать из Каспийского моря, уровень которого в последние годы и без того снижается.

В ходе Energy Week представитель компании ACWA Power Хаммад Масуд отметил, что видит в Казахстане большой потенциал для производства зеленого водорода, который, по его мнению, сыграет ключевую роль в энергетике будущего. Саму компанию интересует как производство водорода, аммония и аммиака, так и возобновляемая энергетика.

«К 2030 году мы планируем создать 4,2 мегатонн зеленого водорода», — сказал он.

Компания планирует организовать производство зеленого водорода в Саудовской Аравии, Узбекистане, Индонезии, Китае и других странах. К примеру, проект в Узбекистане поможет производству удобрений.

Региональный вице-президент Siemens Energy по Турции и Центральной Азии Максим Зубов отметил, что по странам Центральной Азии было реализовано большое количество модернизаций существующих электростанций при переходе с угля на газ.

«Сейчас большое количество так называемых маневровых станций для балансировки сети строится в Казахстане, Узбекистане, Центральной Азии и они имеют большой потенциал в использовании зеленого водорода. Здесь я хочу отметить, что Siemens Energy производит газовые турбины в зависимости от типа мощности, которые уже готовы работать в процентном отношении от 15 до 75 процентов содержания водорода в смеси с природным газом. То есть это потрясающий момент, где есть огромный потенциал к декарбонизации – использование на внутреннем рынке поставленных газовых турбин», — сказал он.

Зубов также отметил, что 95% водорода, который производится в настоящее время в мире, не является зеленым, то есть только 5% водорода производится с помощью возобновляемых источников энергии. 68% мирового водорода используется для производства другой продукции из него. Всего 4% производится методом электролиза, а большая часть водорода производится классическим методом газификации угля или парового риформинга (процесс получения монооксида углерода и водорода).

Генеральный директор компании Air Liquide Munay Tech Gases Оркун Бакир сообщил, что компания работает на трех участках, включая два НПЗ «КазМунайГаза», а также управляют водородным предприятие.

«Это сероводород. Пока мы не можем назвать его зеленым», — сказал он, отметив, что компания планирует снизить углеродный след к 2025 году на треть.

Ассоциативный директор регионального представительства Европейского Банка Реконструкции и Развития Ерлан Рамазанов сообщил, что в общем портфеле ЕБРР стоимостью более 10 млрд евро основную часть (230 проектов) занимают проекты возобновляемой энергетики – 40%. По его словам, все кредиты ЕБРР должны отвечать целям Парижского соглашения, но банк кредитует и проекты по газу. К примеру, ЕБРР совместно с Банком Развития Казахстана и Азиатским Банком Развития профинансировали перевод алматинской ТЭЦ-2 с угля на газ. Рамазанов сообщил, что банк может начать работать по трем казахстанским проектам, если согласует все вопросы с министерством энергетики и другими заинтересованными лицами.

Читайте также