Остров радости
В Большом концертном зале КНК им. Курмангазы прошел концерт памяти заслуженной артистки КазССР Евы Бенедиктовны Коган. Ее уже давно нет с нами, но память о ней и ее творческом наследии навсегда останется в истории музыки.
В свое время Ева Бенедиктовна была профессором Алматинской консерватории, на протяжении двадцати лет возглавляя кафедру специального фортепиано. Ее ученики, сегодня уже взрослые и авторитетные преподаватели, воспитывают новые поколения музыкантов. Такая преемственность – лучшее подтверждение вклада пианистки в историю фортепианного исполнительского искусства Казахстана.
В памяти людей, окружавших Еву Бенедиктовну, она навсегда осталась виртуозом и профессионалом, преданным работе и отдававшим ей себя до последней капли. Ее ученики Елена Шин, Сергей Костевич, Светлана Массовер неоднократно подчеркивали, что Коган была очень требовательным человеком, в том числе и по отношению к себе. Отчасти поэтому работать с ней было непросто, но это того стоило. И сегодня неугасимая любовь пианистки к музыке продолжает жизнь в ее учениках.
8 декабря «Концерт-воспоминание» дали ученики Евы Бенедиктовны и молодые пианисты, которым не безразлична история отечественной фортепианной музыки. На сцене прозвучала Органная хоральная прелюдия фа-минор Баха в исполнении Габита Несипбаева. Светлана Массовер представила этюды Шопена. На удивление живой оказалась и публика, которая приветствовала музыкантов бурными апплодисментами и криками «браво», Сергей Ким даже выступил на бис.
Мелодии гениальных произведений как нельзя лучше передавали настроение этого вечера памяти: звучали прелюдии и этюд-картина Рахманинова, «Наваждение соч. 4» Прокофьева, «Венгерская рапсодия №2» Ференса Листа. Финальным аккордом стал «Остров радости» Клода Дебюсси в исполнении Ернара Нуртазина, проявившего мастерство не только исполнителя, но и актера: чувственная игра, виртуозная техника и заключительный взмах руками покорили публику. По сути не самый веселый характер встречи окрасился в светлые тона: зал наполнился энергией жизни. Стало ясно – у музыки нет конца, она – торжество жизни над смертью.
Многие из этих произведений когда-то гениально исполняла и сама Ева Бенедиктовна. Ей были подвластны задачи любой сложности и масштаба. Например, поступая в Московскую консерваторию, Ева подготовила 48 прелюдий и фуг Баха, после чего была зачислена сразу на второй курс выдающегося пианиста, профессора Григория Романовича Гинзбурга. По жизни хрупкая женщина, садясь за рояль, она перевоплощалась и мощностью исполнения не уступала мужчинам-музыкантам. Ее побаивались, уважали, любили студенты и чтили коллеги. Многие из них не успели выразить свою любовь и благодарность неожиданно покинувшей их наставнице. Но этот вечер памяти подтвердил, что люди живы, пока их помнят, и только истинное искусство дарит бессмертие.