«Взрывной» рост розничной инвесторской базы в Казахстане пришелся на последние пару лет, и это стало результатом перехода качественных изменений в количественные: до этого рынок «разогревали» несколько десятилетий.
Рождение акции
Указать точную дату появления рынка розничных инвестиций в Казахстане сложно, однако возможность покупать и продавать акции и другие ценные бумаги появилась после начала приватизации, которой предшествовало преобразование в акционерные общества ранее государственных предприятий, указывает Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник ИФПР КН МНВО РК.
«В 1991 году указом президента были созданы правовые предпосылки для акционирования и распределения акций, на тот момент — среди трудовых коллективов предприятий. Потом была массовая приватизация 1993–1997 годов, и в итоге всех этих приватизационных кампаний появились люди, имеющие в собственности акции и продававшие их, хотя это происходило не на организованном рынке, во внебиржевом режиме», – вспоминает экономист.
15 ноября 1993 года в Казахстане была внедрена национальная валюта – тенге. На второй день после этого события была учреждена Казахстанская межбанковская валютная биржа, которая через несколько лет была переименована в Казахстанскую фондовую биржу (KASE). Первые торги листинговыми акциями и государственными пакетами акций на бирже прошли в 1997 году. Однако долгое время рынок существовал скорее для более крупных и профессиональных институциональных игроков, таких как государственные компании, банки и страховые компании, отмечает Тусуп Нукенов, заместитель председателя правления «Фридом Финанс».
Рынок розничных инвестиций в современном понимании — с покупкой ценных бумаг через брокеров на бирже физическими лицами – начал формироваться в начале «нулевых», уже к середине этого десятилетия на рынке работали несколько брокеров, предлагающих услуги для розничных инвесторов с небольшими средствами.
13 икс
Низкая активность рынка розничных инвестиций в Казахстане в первые 20 лет независимости была связана со многими факторами — от отсутствия знаний у людей до неразвитости финансовой инфраструктуры, указывает Додонов. Но, на его взгляд, главной проблемой было элементарное отсутствие предложения ценных бумаг, в первую очередь акций, которые были бы привлекательны для грамотного розничного инвестора.
«В 1990-х существовали сомнительные и впоследствии обанкротившиеся компании, которые продавали свои паи, купоны. На рынке работало много мошенников, не было открытой информации и доступности, как сейчас, когда можно проверить любые данные. Люди теряли большие деньги, что в совокупности с низкой финансовой грамотностью способствовало негативному отношению к фондовому рынку», – рассказывает Нукенов.
«Формально розничный рынок Казахстана зародился в первой половине 2005 года – именно с этого момента наблюдается заметное повышение индекса KASE впервые за историю его калькуляции. В то время значительная часть акций торговалась вблизи своих номиналов, что, конечно, не отражало их справедливую стоимость», – рассказывает начальник управления аналитических исследований Jusan Invest Бауыржан Тулепов.
Если в начале 2005 года индекс KASE едва превышал отметку в 200 пунктов, то к середине 2007 года достиг 2876 пунктов – 13-кратный рост за два с половиной года. Его драйвером послужила активная выплата дивидендов рядом крупных добывающих компаний, что мгновенно породило вопросы о недооцененности акций. Рынок застолбили за собой крупные инвестиционные управляющие компании – «Казкоммерц секьюритиз» и «БТА Секьюритиз».
Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) появились в Казахстане в 2005 году, с принятием закона «Об инвестиционных фондах». Первым открытым паевым инвестиционным фондом стал ОПИФ «Казначейство», который управляется «Сентрас Секьюритиз». Фонд функционирует и по сей день. В 2008 году число зарегистрированных фондов составляло 219, а совокупные активы – 156,5 млрд тенге. Пайщиков в 2008 году было более 3,5 тыс.
«Затем грянул мировой кризис 2008 года, который в Казахстан пришел в 2009 году, и рынок инвестиций остановился. Однако и до кризиса розничные инвестиции, ПИФы, брокерские счета считались уделом только профессионалов рынка и состоятельных людей. Для простого населения основным способом сбережения денег и получения какого-то инвестиционного дохода стали банковские депозиты, а у кого были более крупные суммы, вкладывали в недвижимость. Так сформировалась инвестиционная культура в стране. После мирового финансового кризиса количество паевых фондов, как и держателей паев, значительно сократилось», – рассказывает генеральный директор консалтинговой фирмы DAMU Capital Management Мурат Кастаев. Депозиты и недвижимость и сейчас являются главным инвестиционным инструментом в стране, добавляет эксперт.
Ситуация оставалась депрессивной вплоть до середины 2016 года, хотя нельзя сказать, что инвесторы утратили интерес к рынку. Более того, это – время, когда местные инвесторы стали активно осваивать инвестиции в зарубежные финансовые инструменты, отмечает Тулепов.
Число розничных инвесторов, которые торговали самостоятельно, резко возросло после запуска «народных IPO», указывает Нукенов. Первым из которых стало знаменательное первичное размещение «КазТрансОйла» в 2012 году. Если за предыдущие 20 лет было открыто всего 10 тыс. счетов на казахстанской бирже, то уже после народного IPO их число возросло до 50 тыс. Ощутимый рост котировок акций уже после первичного размещения «КазТрансОйла» и дивидендные выплаты придали дополнительный импульс развитию фондового рынка – люди увидели, что фондовый рынок на самом деле может приносить доход. В 2014 году на IPO вышла национальная компания KEGOC. Это способствовало двукратному росту количества счетов – до 100 тыс. После нескольких IPO на рынке появился критический минимум акций крупных казахстанских эмитентов, которые привлекли внимание части общества и фактически создали этот самый розничный рынок, говорит Додонов.
Отдельным знаковым событием стало объединение в 2013 году пенсионных активов Казахстана под управлением государственного ЕНПФ, отмечает Тулепов. Единый пенсионный фонд стал крупнейшим институциональным инвестором и основным покупателем ценных бумаг казахстанских эмитентов. Параллельно развитию KASE в 2017 году была образована Astana International Exchange — AIX в целях интеграции с международными рынками капитала, определенных конституционным законом о МФЦА. Первые торги на AIX начались в 2018 году.
Также большую роль в развитии частных инвестиций сыграло привлечение на местный рынок акций иностранных и известных многим казахстанцам зарубежных компаний. Казахстанцы получили возможность торговать акциями в ноябре 2021 года в отдельном секторе официального списка биржи KASE Global, указывает ведущий аналитик BCC Invest Диас Исмаилов. Объем сделок сектора за восемь месяцев 2023 года составил $61 млн, это на 40% больше, чем годом ранее. В первом полугодии 2023 года доля физических лиц среди категорий инвесторов в секторе выросла до 55,1%.
Онлайн-бустер
Массовый приток казахстанцев на фондовый рынок приходится на период с 2021 по 2023 год – 80% всех текущих розничных счетов в стране (KASE+AIX) были открыты за последние два года, указывает главный аналитик АФК Рамазан Досов. По словам профучастников, такой «взрывной» рост розничной инвесторской базы обусловлен сочетанием ряда благоприятных факторов.
Пандемия и развитие технологий. Благодаря пандемии Covid-19 у людей во всем мире появилось время на инвестиции и накопились средства, которые было невозможно потратить из-за жестких ограничений при борьбе с коронавирусом, отмечают в АФК. На год пандемии пришелся бурный расцвет розничного инвестирования, как в мире, так и в Казахстане, говорит Кастаев. Именно тогда брокерские компании совершили технологический рывок, также этот тренд удачно совпал с развитием электронного правительства в РК и открытием доступа к ряду госуслуг через электронную цифровую подпись. В результате все операции были переведены в онлайн-формат, а брокеры научились открывать счета и производить идентификацию буквально за 2–3 минуты. Развитие технологий ощутимо снизило издержки брокеров и дало им возможность обслуживать очень большое количество физических лиц одновременно. «Вау-эффект» данного нововведения не угасает и по сей день, говорят профучастники.
Фискальный фактор и рыночные ставки. Нулевая ставка налогообложения инвестиционного дохода от вложений в акции, листингованные на KASE и AIX, стала дополнительным стимулом развития розничных инвестиций. Правда, с начала 2023 года доход, полученный в виде дивидендов, стал облагаться налогом. Однако для высоколиквидных акций нулевая ставка была сохранена. Низкие нерыночные ставки по внутренним вкладам в инвалюте (рекомендуемая ставка КФГД – 1%) дополнительно стимулируют инвесторов обращаться на фондовые рынки.
Возобновление народного IPO. Стимулирующим катализатором активности на рынке стало повышение финансовой грамотности и осведомленности населения о перспективах фондового рынка. Этому способствовало прошедшее IPO «КазМунайГаза» в конце 2022 года. Публичное размещение акций нефтяного оператора способствовало привлечению притока инвестиции – как розничных, так и зарубежных. В результате IPO количество брокерских счетов в Казахстане выросло в четыре раза – до 1 млн.
Помимо этого, в стране постепенно растут доходы населения, которые были подорваны несколькими девальвациями. В стране появилась определенная прослойка людей, так называемый средний класс, который имеет по местным меркам хорошие доходы, который обзавелся недвижимостью, автомобилями и у которого появились свободные деньги для инвестиций. Все эти факторы стимулировали рост рынка розничных инвестиций в Казахстане.
УК национального уровня
На начало 2009 года в Казахстане функционировало 66 управляющих инвестиционным портфелем. К сентябрю 2023 года их количество сократилось до 20. Эксперты ожидают дальнейшую консолидацию рынка – ухода с рынка слабых игроков и усиления лидеров.
Совокупные активы УК на начало сентября текущего года составили 605,1 млрд тенге ($1,3 млрд). За восемь месяцев сектор подрос на 156 млрд тенге (35%). Рост активов в основном связан с увеличением стоимости ценных бумаг в портфелях инвесткомпаний, которые проседали в прошлом году.
Почти 60% совокупного объема активов инвестиционных компаний приходится на одного игрока – «Фридом Финанс» (356,5 млрд тенге по состоянию на 1 сентября 2023 года, +151,3 млрд тенге за 8 мес.). Брокер пришел на рынок Казахстана в 2013 году. В 2017 году «Фридом» приобрел «Асыл-Инвест», что сделало компанию крупнейшим брокером на рынке ценных бумаг в Казахстане.
По словам Мурата Кастаева, именно «Фридом» стал тем раздражителем, который пробудил спящий рынок розничных инвестиций в Казахстане: «Приход этого игрока стал стимулом и для других управляющих компаний, многие конкуренты ушли с рынка, а те, что остались, – стали сильными. И сейчас, несмотря на лидирующее положение «Фридом Финанс», на рынке появились и другие сильные отечественные игроки».
Halyk Finance – вторая крупнейшая управляющая компания Казахстана, функционирует с 2004 года. На начало сентября текущего года совокупные активы компании составили 53,2 млрд тенге, что на 2,3 млрд тенге меньше, чем на начало года.
Тройку крупнейших УК страны замыкает Jusan Invest с объемом активов 44,8 млрд тенге. С начала года компания потеряла почти треть объема. BCC Invest наступает на пятки Jusan: за восемь месяцев компания подросла на 4,9 млрд тенге, до 43,9 млрд тенге.
Исключительный рост объема активов у NGDEM Finance. За январь - август текущего года компания выросла почти в 9 раз, с 3,5 до 30,9 млрд тенге. В результате компания поднялась с 10-го сразу на пятое место по объему активов среди казахстанских УК.
Пятерка инвесткомпаний контролирует 87% активов рынка.
В секторе паевых инвестиционных фондов в Казахстане представлены те же игроки. По данным Нацбанка, сегодня в Казахстане действуют 25 розничных паевых инвестиционных фондов. Помимо первой четверки управляющих компаний, действующие розничные ПИФы есть у «Сентрас Секьюритиз», ForteFinance, UD Capital и ИД «Астана-Инвест». По итогам I полугодия 2023 года 19 фондов показали рост стоимости паев. В среднем паи казахстанских розничных ПИФов за первое полугодие выросли на 4,9%.
В 2021 году брокеры получили доступ к управлению пенсионных активов, пока этой возможностью воспользовались только 5 компаний. Это все те же Halyk Finance, Jusan Invest, BCC Invest, «Сентрас Секьюритиз» и еще одна компания из «народной» группы – Halyk Global Markets. Сейчас в разработке регулятора находится проект постановления, который предполагает смягчение пруденциальных нормативов для УК пенсионными активами, что в перспективе позволит войти в сектор большему количеству участников.
Еще один перспективный игрок частных инвестиций в Казахстане – инвестиционное приложение Tabys от МФЦА. Сервис позволяет инвестировать в зарубежные и казахстанские рынки ценных бумаг буквально от одного доллара, а также участвовать в «народных IPO». Объем инвестиций через мобильное приложение Tabys на конец декабря 2022 года составил более $3 млн.
Еще доступнее
По прогнозам профучастников, сегмент розничных инвестиций в Казахстане в среднесрочной перспективе будет только расти. Интерес к фондовому рынку будет расти по мере снижения доходности банковских вкладов и роста благосостояния населения. В перспективе двух лет аналитики прогнозируют снижение базовой ставки НБ РК и, как следствие, снижение их текущей привлекательности.
В марте следующего года в Казахстане планируют выработать решение об объединении бирж KASE и AIX (соответствующее поручение поступило от Касым-Жомарта Токаева во время послания народу Казахстана). В перспективе, после объединения площадок с использованием всех преимуществ двух бирж, должен получиться более технологичный продукт с централизованной ликвидностью. Появление данного продукта на рынке должно позитивно отразиться на сегменте розничного инвестирования, считают в BCC Invest.
Стимулом для развития рынка может стать новая биржа ITS, на которой сегодня представлено около 2 тыс. эмитентов с крупных фондовых бирж США, Европы и Азии. Наиболее значимым отличием ITS от существующих бирж является принцип лучшего исполнения заказов (best execution) и возможность обеспечения ликвидности через smart order routing. Данный продукт обладает потенциалом в силу своей технологичности и широкому выбору ценных бумаг для инвестора. Однако для дальнейшего развития бирже необходимо создать свою клиринговую инфраструктуру, считают в ITS. Сейчас ITS использует расчетно-клиринговую инфраструктуру СПБ банка.
По мнению аналитиков «Фридома», основным локомотивом роста на рынке частных инвестиций в ближайшие годы будет приватизация дочерних компаний «Самрук-Казына» ввиду прошлых успешных IPO. «Общественность очень ждет выхода на IPO «Эйр Астаны». Также есть КТЖ, «Самрук-Энерго». Эти размещения, безусловно, стимулируют новый приток инвесторов», – отмечает зампред УК.
С развитием технологий в Jusan Invest ожидают улучшение сервисов брокеров, повышение их доступности для широких кругов населения, появление новых географий инвестирования, снижение издержек, встраивание в услуги налоговых и прочих нерыночных консультаций. «В настоящее же время, когда на фондовом рынке Казахстана присутствует достаточное количество цифровых брокеров, можно предположить, что процесс будет развиваться поступательно и дальше», – говорит Тулепов.
«Многие участники рынка ждут (кто-то с надеждой, кто-то со страхом), что на рынок инвестиций зайдет Kaspi. Это будет серьезным испытанием для лидирующего положения «Фридом Финанс», – говорит Мурат Кастаев. Прихода зарубежных игроков аналитик не ожидает из-за малого размера местного рынка для крупных игроков и все еще скромной доли состоятельных людей в структуре населения.
При отсутствии внешних шоков экономика Казахстана продолжит расти и будут увеличиваться доходы населения, так что в сферу розничных инвестиций будет прибывать новый капитал. А растущая конкуренция на рынке будет стимулировать игроков совершенствовать сервис, упрощать удобство транзакций, вводить новые инвестиционные инструменты, полагает Кастаев.
Эксперт ожидает от рынка дальнейшего роста на 5–10% в год. По мере снижения инфляции и доходности по депозитам можно будет наблюдать определенный переток ликвидности с банковского сектора на рынок ценных бумаг. Сегодня объем вкладов в банках Казахстана составляет около $60 млрд, из которых половина — это депозиты физических лиц. Переток даже десятой доли данного объема станет большим стимулом для развития РЦБ.
«По прошествии какого-то времени, возможно, в горизонте 10 лет, Казахстан имеет шансы приблизиться к инвестиционной культуре западных стран, где большая часть капитала размещена на фондовом рынке и приносит инвесторам неплохой доход», – резюмирует Кастаев.