Минтранс хочет снизить комиссию «Яндекс.Такси» и ужесточить требования к допуску автомашин
Министерство транспорта намерено ужесточить требования к допуску водителей и автомашин к платформе «Яндекс.Такси», а также снизить комиссии, взимаемые последней, сообщил «Курсиву» председатель комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля министерства транспорта Алтай Али.
«Мы хотим максимально снизить (комиссии, взимаемые в системе «Яндекс.Такси». – «Курсив»). Во-вторых, все водители, которые хотят сейчас быть на платформе «Яндекса», дают уведомление и могут пользоваться. Этих водителей никто не проверяет, а это же вопрос безопасности. Вы своих детей отправляете. По сути, мы рискуем. Праворульки (приезжают за клиентами. – «Курсив»), потом было очень много машин с российскими номерами, иностранцы», – сказал он «Курсиву».
По его словам, необходимо добиться того, чтобы и автомобиль, и водитель, работающие через платформу, соответствовали требованиям, предъявляемым к пассажирским перевозкам.
«Какие требования мы хотим? Чтобы машина была казахстанская, водитель был проверенный, и чтобы у этого авто реально было разрешение осуществлять перевозки, а не просто он уведомил и приехал, например, на грязной, неухоженной праворульной машине», – сказал Али.
По его словам, «Яндекс.Такси» фактически является монополистом на казахстанском рынке, соединяя сотни тысяч водителей с пассажирами, поэтому вопрос комиссии является актуальным. Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин отмечал еще в конце 2022 года, что если Казахстану не удастся вернуть китайского агрегатора такси Didi, который начал работу в стране в мае 2021 года (предоставлял услуги в Алматы и Астане) и завершил ее 4 марта 2022 года, то «Яндекс.Такси» следует признать монополистом на казахстанском рынке и начать регулировать соответствующие тарифы.
«Третье – вопрос взимания процентной ставки. До 26% берет (комиссию из цены, которую платит пассажир за перевозку. – «Курсив»). 4% уходит таксопарку, но основная маржа уходит «Яндексу» все равно. Это я грубо говорю – может быть, чуть больше или чуть меньше, но в целом вопрос наболевший. Это вопрос социальный – где-то 300 тыс. наших водителей пользуются услугами агрегатора», – отметил он.
Председатель профильного комитета Минтранса также отмечает, что «Яндекс», получая высокую маржу, не берет на себя ответственность при попадании машины в ДТП, оставляя ее на таксопарке-партнере. Кроме того, есть вопросы и к самой схеме работы системы.
«Когда вы водитель «Яндекса», к вам поступает заказ и вам дают ровно 15 секунд. Этот заказ, можно сказать, вы берете вслепую. Вы не знаете, куда вы должны поехать: не показывает сумму, не показывает маршрут… И при этом, если вы в «Яндексе» подтвердите и потом захотите отказаться – вас уже штрафуют. То есть вас загоняют в такую кабалу. Это же несправедливо», – сказал он.
По его мнению, правила игры в системе должны быть прописаны и все должно быть честно, чтобы и пассажир, и водитель, и владелец платформы были довольны и у них не было претензий друг к другу.
В качестве примера Али приводит казахстанскую платформу «Апару», которая берет с водителя 50 тенге за один полученный заказ и сразу показывает водителю информацию о планируемом маршруте и сумме заказа. Таким образом, водитель имеет всю информацию для принятия решения брать такой заказ из системы или нет. Эта платформа стала популярной на востоке Казахстана, в частности, в Усть-Каменогорске, однако, несмотря на маркетинговые усилия компании, так и не стала сколько-нибудь значимой на крупнейших рынках (Алматы, Астана и Шымкент). По данным Google Play, соответствующее приложение было скачано более 0,5 млн раз. Глава Ассоциации служб такси Казахстана Медет Курманов сообщал «Курсиву» в 2021 году, что «Яндекс» занимал 80% рынка такси в Алматы и около 60% в Астане.
Председатель комитета также отметил, что, несмотря на то, что в общем объеме доходов «Яндекса» казахстанский сектор занимает немного, для отечественного рынка речь идет о значительных суммах.
«Ты платишь за музыку, за кино. Из 100% бизнеса «Яндекса» такси только 10% или 15%. Если это (такси. – «Курсив») за 100% считать, то только 10% – это Казахстан. Вы понимаете, какие объемы и какие суммы там? И при этом мы считали приблизительно – почти 80 млн тенге ежедневно выходила у нас сумма, которую наши отдают «Яндексу», – сказал он.
Есть вопросы у Минстранса и к другому крупному игроку на рынке пассажирских перевозок – inDrive (до ребрендинга InDriver), который доминирует в сфере междугородних, внутриобластных и межобластных перевозок.
«Вопрос в том, что InDriver не контролирует своих пользователей. Без ограничений по времени он (водитель. – «Курсив») может пользоваться – 24 часа пользоваться. Водитель же не робот – устает. Мы говорим: на каждого водителя должны быть персональные данные какие-то, он не должен ездить за рулем более девяти часов (в сутки. – «Курсив»)», – сказал Али.
По словам председателя комитета, руководство Минтранса на прошлой неделе было в Москве, где обсудило с руководством «Яндекса» соответствующие вопросы. Али отметил, что «Яндекс.Такси» понимает важность предлагаемых изменений и «готово пойти навстречу».
В «Яндекс.Такси» предоставили следующий комментарий на мнение представителя ведомства:
«Комиссия сервиса отличается по городам. В Астане, Алматы в Экономе, Комфорте и Комфорт+ она составляет 16,8% с учетом НДС, в остальных городах Казахстана — 11,2% с учетом НДС. Также некоторые таксопарки-партнеры определяют комиссию за свои услуги (по нашим данным — до 4%».
Таксисты, курьеры, репетиторы, фрилансеры и другие лица, предоставляющие свои услуги посредством интернет-платформ и мобильных приложений, должны будут платить со своих доходов с 2025 года 4% в качестве единого платежа, сообщил ранее вице-министр финансов Ержан Биржанов.
Изменения придут со вводом с 2025 года нового Налогового кодекса, который должен отрегулировать так называемую платформенную занятость (репетиторы, услуги такси, курьеры, фриланс и другие услуги, предоставляемые лицами, зарегистрированными на соответствующих сайтах и приложениях). Ставка единого платежа составит 4%, в том числе 1% — индивидуальный подоходный налог, 3% — социальные платежи.
Администрирование налога через интернет-платформу позволит обеспечить достоверную фиксацию доходов указанных лиц за предоставленные ими услуги. Они будут рассматриваться как независимые работники (не индивидуальные предприниматели).
Налоговым агентом за них выступит интернет-платформа, которая удержит единый платеж и перечислит по назначению. Предельный годовой доход для таких работников составит 4 тыс. минимальных расчетных показателей – в 2023 году это 13,8 млн тенге. При этом Минфин настаивает на запрете на налоговые вычеты расходов по услугам и товарам, приобретенным у независимых работников юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Ведомство предлагало в октябре прошлого года запустить пилотный проект по таксистам и другим лицам, работающим через интернет-платформы. В рамках проекта с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года такие лица должны были платить 1% в качестве ИПН со своих доходов плюс соцплатежи. Налоговым агентом выступал оператор интернет-платформы. В июле комитет государственных доходов Минфина сообщил о запуске пилотного проекта.