Персоны года
Политик года: Карим Масимов
Карим Масимов уже второй раз подряд становится Политиком года по версии «Къ». В прошлый раз он удостоился этого звания за умение давать оптимистичные прогнозы, а потом доходчиво объяснять, почему этого не произошло. Впрочем, Карим Кажимканович в этом смысле тогда не сильно отличался от аналитиков ведущих мировых рейтинговых агентств и воротил Уолл-стрита – просчитались все. Зато в не менее бурном 2009 году казахстанский премьер доказал-таки свою прозорливость – посрамил МВФ и прочие международные финансовые институты, предрекавшие Казахстану от 1,5% до 2% падения ВВП. Как сказал глава правительства сразу после III квартала, страну ждет рост на 0,1%, так оно и случилось – вчера министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов заявил, что план премьера будет даже перевыполнен: «Уже уверенно можно говорить, что мы достигли положительного уровня роста экономики (…) выше 0,1%». При этом Карим Кажимканович демонстрирует похвальную личную скромность: «Этот год был непростым, но под руководством нашего главы государства мы прожили его достойно».
Правда, некоторые аналитики считают основной причиной расхождения международных и отечественных прогнозов особенностями национальной статистики, но что с аналитиков взять – теоретики-с. А вот народ ценит Карима Кажимкановича: почти половина (42%) городского населения, согласно декабрьскому исследованию Института политических исследований, доверяет своему премьеру (не доверяет 33,3%, затрудняются с ответом 24,6%), персональный рейтинг которого с января снизился всего на 5,5%. И это в кризисный, полный страхов и событий, год! Европейским политикам и не снилась такая доброжелательность подопечного населения. Правда, почему-то доверие очень сильно варьируется по регионам – от 25,7% в центре до 58,1% на севере республики.
И что удивительно – на незапятнанном имидже г-на Масимова-руководителя никак не сказалась целая череда судебных процессов и отставок, постигших правительство за время его премьерства. По сумме посадок и отставок подчиненных с седьмым премьером может посоперничать только четвертый – Касым-Жомарт Кемелович, но тому излишняя самостоятельность членов кабинета незамедлительно стоила поста. Впрочем, тогда была политика, а теперь коррупция – грех в нашем обществе не такой смертный.
А уж по образованности нашему премьеру и вовсе мало кто ровня. За плечами Карима Кажимкановича – Международный университет Патриса Лумумбы в Москве, Пекинский институт культуры языков, Уханьский университет, аспирантура Казахской Государственной академии управления, докторантура Московской Государственной технологической академии и Колумбийский университет США – как знал, что придется вытаскивать из кризиса одну малонаселенную многовекторную страну…
Бизнесмен года: Мухтар Аблязов
В годы, когда самым популярным словом становится слово «кризис», успешность бизнесмена измеряется не стабильностью прибылей и поступательным ростом бизнеса, а умением выйти с минимальными потерями из наихудшей ситуации. Именно эту чичиковскую способность и продемонстрировал в этом году Мухтар Аблязов.
2 февраля 2009 года в связи с нарушением ряда банковских нормативов 78,14% акций АО «БТА Банк» были выкуплены АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» за 251,3 млрд тенге. Долги БТА Банка оценивались примерно в $12 млрд. Но, как оказалось, эти деньги не пропали, а были, как бы это помягче выразиться.., вложены в некоторые зарубежные проекты других компаний Мухтара Аблязова. Чтобы вернуть хотя бы часть средств банка (и, по слухам, некоторых уважаемых его акционеров), власти начали судебное преследование олигарха, от которого он бежал вначале в Россию, на заранее подготовленную запасную площадку. Так, в течение 2008 года при помощи нескольких ООО, зарегистрированных в соседней стране через оффшорные компании, Аблязов сумел размыть долю казахстанского БТА в уставном капитале московского БТА и перевести его под личный контроль. Примерно то же было проделано и в других странах СНГ. 28 января 2009 года экс-зампред Совета директоров головного БТА Жасылым Жаримбетов без одобрения Совета директоров расторг договор о покупке казахстанским «БТА Банком» 39,99% акций украинского ОАО «БТА Банк», тем самым, загодя выводя активы украинской «дочки» из цепких рук «Самрук-Казына».
В августе 2009 года уголовное дело на Аблязова было заведено и в России. Ему предъявлено обвинение в организации на территории России мошеннической схемы с целью хищения активов банка в размере более $70 млн. Эти деньги через кредиты ООО «ЛК «Дельта» и цепь оффшорных компаний Аблязов вывел на Запад. Кроме того, Аблязов подозревается в хищении средств Центробанка России – московский БТА получил от ЦБ РФ более 24 млрд рублей ($ 810 млн) беззалоговых кредитов, и теперь россияне не могут найти следы 13 млрд из них($ 439 млн).
А на днях были проданы 52,61% акций БТА–Казань, принадлежавшие неким ООО «Рикас Финанс», ООО «ПСК «АМК–ИНВЕСТ», ООО «ДельтаТорг» и ООО «ТуранАлем Капитал» – именно эти 4 компании, объединенные одним номинальным держателем ООО «Депозитарий Иркол», владеют 78% московского БТА, который, как известно, контролировался Аблязовым. После московского скандала «горящие» акции были спешно, а главное – успешно! – проданы.
Профессионал года: тандем Анвар Сайденов – Арман Дунаев
Главным казахстанским кризисмейкером является, безусловно, финансовый сектор. Поэтому профессионалов года мы искали именно в этой сфере – среди тех, кому удалось спасти бизнес от неминуемого, казалось, краха. Долго искать не пришлось – «высший пилотаж» показал БТА Банк. После того как Бизнесмен года оказался вне пределов досягаемости отечественного правосудия, на его банк были брошены финансовые силы правительства. Председатель правления Нацбанка Анвар Сайденов (2004-2009 гг) пересел прямиком в кресло председателя правления БТА Банка, а зампред правления «Самрук-Казына» (до того председатель Агентства финансового надзора с 2006 г по 2008 г) Арман Дунаев становится председателем Совета директоров. Дескать, вы, господа, надзирали, вам и карты в руки. 20 апреля 2009 года банк объявил о приостановлении платежей по основному долгу своим кредиторам и о планах по реструктуризации внешней задолженности банка, то есть фактически – о дефолте. Надежда на покупку российским Сбербанком не оправдалась. Казалось, что вот-вот начнется процесс ликвидации. Но реалисты были посрамлены – 7 декабря 2009 года в Лондоне состоялось успешное завершение главного этапа переговоров с кредиторами и подписание «основных коммерческих условий». Они предполагают создание дополнительного регуляторного капитала в $11,13 млрд путем уменьшения долга и конвертации его части в акционерный капитал. «Самрук–Казына» намерен конвертировать в акционерный капитал БТА Банка порядка $4,5 млрд. Всего государству спасение «крупнейшего банка Казахстана» и «крупнейшего частного банка СНГ» обошлась в $7 млрд. На дату завершения реструктуризации объем долговых обязательств БТА Банка перед кредиторами должен составить $4 564 млн, при этом $797 млн будет представлять собой субординированный долг.
Правда, если бы вышеназванный тандем «лег костьми» на ниве профессионализма года за два до часа «Х», глядишь, героическое преодоление трудностей обошлось бы государственной казне в несколько меньшую сумму.
Провал года: секретное казахское оружие
В марте 2009 года в Казахстане был арестован гражданин Израиля и экс-полковник Советской Армии Борис Шейнкман. А спустя полмесяца, в апреле – вице-министр обороны генерал-лейтенант Кажимурат Маерманов. Как выяснилось, этих двух людей связывала не только давняя армейская дружба, но и совсем «свежие» дела, в частности, 122-миллиметровые гаубицы «Семсер», 120-миллиметровые минометы «Айбат» и реактивные системы залпового огня «Найза». Эти плоды израильского оружейного гения были специально разработаны для Вооруженных сил РК и якобы не имели аналогов «ни в России, ни в Америке». В 2007–2008 годах компания Soltam (концерн Mikal) и государственный концерн Israel Military Industries (IMI) заключили контракты с Минобороны Казахстана на их поставку. По данным Комитета национальной безопасности Казахстана, сумма сделки с одной лишь Soltam составляла $156 млн. Но мечтам казахстанской Минобороны о мировом лидерстве не суждено было сбыться: из 6 орудий «Айбат» 4 вышли из строя после первого же выстрела. Да и вообще, по некоторым данным, под видом передовых технологий Казахстан получил дефектное старье. Впрочем, в мае 2009-го Даниал Ахметов (тогда он был министром обороны) признал, что отчасти виноваты и наши, допустившие ошибки при сборке. Как бы то ни было, КНБ заподозрил коррупцию. По данным следствия, «контракты были заключены по инициативе замминистра обороны Маерманова, который с 2006 года последовательно лоббировал интересы указанных фирм через их официального представителя, своего бывшего сослуживца и давнего приятеля Бориса Шейнкмана – ныне гражданина Израиля». В июне был снят с должности министр обороны Ахметов, а в ноябре в военном суде начался закрытый процесс по делу Маерманова и Шейнкмана.
Делом заинтересовалось и следственно-разведывательное управление израильской полиции – полтора года назад в этой стране был принят закон, карающий дачу взяток госчиновникам за границей. «Казахское» дело стало первым применением этого закона. По данным государственной радиостанции «Решет Бэт», наравне с казахстанскими сделками проверялись аналогичные контракты, подписанные с Минобороны Индии. Однако в Казахстане израильские следователи отступились – потому, что сделки заключались до вступления этого антикоррупционного закона в силу.
24 декабря посол Казахстана в Израиле Галым Оразбаков заявил на брифинге для журналистов, что эта неприятная история не привела к «надлому» в двусторонних отношениях. А вот экс-министру оборону и экс-премьеру Даниалу Ахметову повезло гораздо меньше, чем Израилю – «надлом» в карьере все же наступал, и вот уже полгода о нем ни слуху ни духу. Да и «сослуживцы» не поминают добрым словом. Например, бывший заместитель министра обороны генерал-майор запаса Амирбек Тогусов считает, что именно при Ахметове «пышным цветом расцвела коррупция в военном ведомстве… Я не верю, чтобы о деятельности ныне уголовно преследуемых работников центрального аппарата министерства обороны Даниал Ахметов не знал». А нынешнее молчание экс-министра генерал-майор расценивает как предательство: «Я считаю, что военный министр обороны никогда не бросил бы своих подчиненных, тем более, ближайших, в беде. Это у военных называется просто и определенно – моральное предательство боевых товарищей».
Жертва года: Мухтар Джакишев
На прошлой неделе Сарыаркинский районный суд Астаны приступил к рассмотрению самого громкого и самого скандального уголовного дела уходящего года – КНБ обвиняет экс-главу НАК «Казатомпром» Мухтара Джакишева во взятках и открытии представительства НАК в Вене. А вот инкриминированное ранее хищение долей урановых месторождений выделено, по словам представителя Генпрокуратуры Нурдаулета Суиндикова, в отдельное производство, по которому сейчас идет следствие.
На предварительные слушания прессу не пустили, хотя незадолго до начала процесса Генпрокуратура рекомендовала вести его в открытом режиме, за исключением заседаний, на которых речь будет идти о госсекретах. В первый же день произошло ЧП – подсудимый потерял сознание, упал на пол в судорогах и был увезен «скорой». Однако судья Нуржан Жолдасбеков (тот самый, что судил прошлогоднюю, по версии «Къ», Жертву года Жаксылыка Куликеева) продолжил заседание, в связи с чем адвокат Джакишева Нурлан Бесекеев ходатайствовал об отводе судьи (безуспешно).
А ведь совсем недавно Мухтар Джакишев за заслуги перед отечеством был награжден орденом «Курмет» за то, что создал крупнейшую вертикально интегрированную национальную атомную компанию и вывел ее в мировые лидеры. И на состоявшемся буквально через неделю после скандального «разоблачения» экс-депутатом и экс-журналисткой Татьяной Квятковской «преступной группы» Джакишева–Аблязова апрельском заседании Совбеза с участием президента страны глава «Казатомпрома» не получил даже выговора, как, например, руководство Минобороны за конфуз с израильским чудо-оружием. За несколько дней до отставки и ареста Мухтар Джакишев говорил журналистам, что находится на рабочем месте, никуда уезжать не собирается и абсолютно чист перед Родиной. Но 24 мая Джакишев был арестован сотрудниками КНБ. Кроме него были задержаны трое его заместителей, руководители трех дочерних структур НАК и личный помощник Джакишева. Арест вызвал резонанс в мире. Английская Financial Times писала, что «Казатомпром» «при г–не Джакишеве превратился из обанкротившегося советского монстра в атомную компанию мирового уровня с партнерами в Северной Америке, России, Китае, Японии и Европе», и связывала его преследование с попыткой казахстанских властей «выдавить» из друга Джакишева – Мухтара Аблязова – сведения об активах БТА.
В октябре на видеопортале Youtube появилась видеозапись «тюремного интервью» Джакишева, в котором он рассказывал о подводных течениях уранового бизнеса и обвинял Россию в стремлении заблокировать выход Казахстана на рынок конечной продукции. КНБ начала расследование по поводу «утечки». Возможно, именно она и стоила должности председателю КНБ Амангельды Шабдарбаеву, на которого, как на человека, передавшего ей запись, указала жена Джакишева Жамиля.
Следующее заседание по «урановому делу» назначено на 5 января 2010 года. Кстати, суд снял с прошлогодней Жертвы года Жаксылыка Кулекеева обвинение в получении взятки, но сесть ему все равно пришлось – за превышение полномочий.
Креатив года
Безусловный победитель номинации – МИД РК. 25 декабря 2009 года Римский Папа с ложи Ватиканской Базилики прочел традиционное обращение Urbi et Orbi (Граду и Миру) и отпустил грехи всем присутствующим, а также телезрителям и радиослушателям. Главная неожиданность мероприятия то, что в этом году Папа впервые поздравил землян с Рождеством и на казахском языке тоже.