Эксперты ожидают отток капитала из Гонконга
Президент США Дональд Трамп объявил, что Соединенные Штаты больше не считают Гонконг автономной территорией и лишил город специального торгового статуса. Как это отразится на одном из крупнейших финансовых центров мира?
Поводом для решения Трампа послужило принятие в Китае резолюции «О национальной безопасности», которая, по мнению экспертов, нивелирует автономный статус Гонконга. Документ предусматривает разработку законопроекта, который установит уголовную ответственность за подрывную деятельность против КНР, а также за проявления терроризма, сепаратизма и любое иностранное вмешательство в дела Гонконга. Законопроект должен быть разработан к августу.
Реакция мирового сообщества
Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, комментируя резолюцию, подчеркнул, что этот шаг не означает окончания действия принципа «Одна страна, две системы». Специальный автономный регион (САР) КНР Гонконг сможет и дальше существовать «с высокой степенью автономности» в соответствии со своей мини-конституцией, цитирует премьера Caixin Global.
Запад воспринял резолюцию совершенно иначе. Дональд Трамп на пресс-конференции в минувшую пятницу заявил, что ввиду последних действий Китая Гонконг больше не является автономной территорией и, следовательно, должен лишиться специального статуса, который был предоставлен территории в 1992 году.
Изменения, по его словам, затронут весь спектр соглашений США с Гонконгом – от договоренности об экстрадиции до условий торговли, с некоторыми исключениями. Трамп также анонсировал введение новых санкций против китайских и гонконгских чиновников, «подрывающих автономию Гонконга». Госдепартамент США обновит и рекомендации по поездкам в САР: теперь американцев будут предупреждать о возможности слежки со стороны китайских спецслужб.
США также присоединились к совместному заявлению Великобритании, Канады и Австралии, которые выразили беспокойство, что китайская резолюция повлечет за собой новые волнения в Гонконге.
Пекин в свою очередь раскритиковал совместное заявление западных держав. Совершенствование правовой системы и обеспечение нацбезопасности в Гонконге – сугубо внутренне дело Китая, заявил официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь на пресс-конференции в субботу. По его словам, «ни одно иностранное государство не имеет права вмешиваться» во внутренние дела Китая.
Правительство Гонконга также осудило реакцию Трампа на принятие закона. Предположение США о том, что Китай не имеет права защищать свою территорию от сепапаристов и терроризма, «не выдерживает критики и попахивает лицемерием и двойными стандартами», говорится в заявлении правительства САР.
Решение США лишить Гонконг особого статуса мало повлияет на экономику города, заявил министр финансов САР Пол Чан китайскому изданию Global Times. Такой шаг со стороны США, по его словам, не стал для города неожиданностью. Чан отметил, что в экономике Гонконга доминирует сектор услуг, поэтому меры США окажут на САР небольшое влияние. Кроме того, на долю США приходится менее 0,1% гонконгского экспорта.
В Гонконге на фоне принятия резолюции возобновились демонстрации. Протестующие воспринимают резолюцию о нацбезопасности как очередную попытку Пекина усилить свой контроль над городом.
Что такое «специальный торговый статус Гонконга»
В 1992 году, за пять лет до того, как Великобритания передала контроль над Гонконгом Китаю, США согласились продолжать рассматривать эту территорию как автономную и после передачи.
В соответствии со специальным законом о политике США в отношении Гонконга Штаты предоставляют территории особый статус в составе Китая. Закон обеспечивает и соблюдение соглашений, заключенных между США и САР до передачи последнего Китаю.
Подход США к Гонконгу отличается от их же подхода к Китаю в основном в сфере торговли и экономики. США признают САР уникальной таможенной территорией, что означает, что он в значительной мере избежал последствий американо-китайской торговой войны.
Гонконг также является ключевым мировым финансовым центром. Этот статус он получил за десятилетия своего существования в качестве открытой экономики и соблюдения верховенства права. Китай использует долговой и фондовый рынки Гонконга для привлечения иностранного капитала, в то время как для международных компаний САР служит пусковой площадкой для расширения в материковый Китай.
Реакция рынков
Гонконгский биржевой индекс Hang Seng сразу после объявления о принятии резолюции в прошлый четверг просел на 3%, однако заявление Трампа днем позже обнадежило инвесторов. Президент США был достаточно туманен в своих формулировках и не предоставил никаких подробностей по потенциальным санкциям.
Акции в Гонконге и материковом Китае подскочили в понедельник, первый рабочий день после выступления Трампа. Гонконгский Hang Seng вырос на 3,4%, в то время как отражающий движение акций в Шанхае и Шеньчжене CSI 300 повысился на 2,7%.
Европейские инвесторы тоже отреагировали оптимистично. Британский FTSE 100 и французский CAC 40 набрали по 1,5%, благодаря чему Stoxx-600, отслеживающий движение акций 600 крупнейших европейских компаний, приблизился к трехмесячному максимуму.
Реакция Китая на ситуацию вокруг Гонконга, скорее всего, будет умеренной, и есть основания полагать, что договоренность о первой фазе торгового соглашения между США и Китаем останется в силе, отметила FT Джоанна Чуа, главный экономист Citi Group по Азиатско-Тихоокеанскому региону. По ее словам, рынок обнадежил и тот факт, что протесты в Гонконге в ответ на последние новости были не такими масштабными.
Что будет дальше
Если автономия Гонконга окажется под вопросом, город может столкнуться с волной эмиграции, прогнозируют в консалтинговом агентстве Capital Economics. На данный момент количество людей, покидающих город, все еще относительно мало, однако их число стало расти в июне прошлого года, когда начались протесты.
«Объем запросов на справки об отсутствии судимости, которые часто требуются при подаче заявления на иностранную визу или вид на жительство, подскочил на 40% в прошлом году. Примерно у одного из десяти гонконгских жителей уже есть иностранные паспорта. И любой, кто родился в городе до 1997 года, имеет право на британский (заграничный) паспорт», – отмечают аналитики агентства в отчете China Economics Weekly.
У экспертов есть опасения и по поводу потенциального оттока капитала. Отток увеличился две недели назад, оказывая некоторое давление на гонконгский доллар и подталкивая межбанковские ставки вверх.
«Но движение до сих пор было очень скромным, и мы, скорее всего, увидим постепенное снижение иностранного капитала в Гонконге, нежели внезапное бегство инвесторов», – прогнозируют в Capital Economics.
Даже если отток капитала усилится, финрегулятор Гонконга все равно сможет защитить привязку гонконгской валюты к американскому доллару, учитывая, что валютные резервы города полностью покрывают денежную базу.
«Есть вопросы к будущему гонконгского доллара. Промежуточным шагом в процессе возможной ассимиляции с материком может стать его привязка к юаню. Но это все еще в далеком будущем», – полагают аналитики.
Принятие резолюции о нацбезопасности и последовавшее за этим решение Трампа об отмене особого статуса Гонконга может стать началом конца САР в качестве отправной точки для международных инвесторов и компаний, ведущих бизнес с Китаем, считает эксперт британского аналитического центра Chatham House Алан Уитли.
Нет никакой уверенности в том, что принцип верховенства права будет соблюдаться в Гонконге после принятия нового закона, заявил он «Курсиву».
«Если вы – руководитель-экспат мультинациональной корпорации, базирующейся в Гонконге, рискнете ли вы выразить поддержку протестующим теперь, когда вы можете столкнуться с обвинениями в подрывной деятельности и терроризме? Деловая уверенность в этом случае может только пострадать. Сингапур, должно быть, потирает руки в ожидании ухода компаний и финансовых учреждений из Гонконга», – сказал Уитли.
При этом в краткосрочной перспективе Гонконг может незначительно выиграть, потому что одна из санкций Трампа направлена на то, чтобы воспрепятствовать китайским IPO в США.
«Если они не могут привлечь деньги на Уолл-стрит, компании вполне могут попробовать в Гонконге. И до тех пор, пока Китай сохраняет контроль над капиталом, эта территория будет оставаться убежищем для состоятельных китайских граждан и коррумпированных чиновников, которые будут переправлять свои деньги через границу», – считает Уитли.
Однако в среднесрочной перспективе Гонконг, скорее всего, будет все больше походить на другие крупные китайские города.
«Одна страна, две системы» станет одной страной, одной системой. Конец Гонконга, возможно, не близок, но, похоже, он наступит задолго до конца 50-летнего перехода в 2047 году», – заключил эксперт.