В правительстве рассказали о влиянии повышения ставки НДС на инфляцию
Повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 12% до 16% приведет к одномоментному повышению инфляции на один процентный пункт, но зато даст 2–2,4 трлн тенге дополнительных доходов в бюджет, сообщил вице-премьер, министр финансов Ерулан Жамаубаев.
«Повышение ставки НДС до 16% не приведет к значительному отклонению уровня инфляции от запланированного коридора (5,5–7,5%, согласно прогнозу социально- экономического развития страны на 2024–2028 гг.). Оно повлияет на уровень инфляции в пределах одного процентного пункта. Кроме того, влияние на инфляцию произойдет только один раз – в год повышения ставки НДС. При этом поступления в бюджет будут расти ежегодно», – сообщил Жамаубаев, отвечая на депутатский запрос.
По его словам, повышение ставки НДС не будет иметь значительного влияния на цены на товары первой необходимости. В частности, сельхозтоваропроизводители пользуются льготными налоговыми режимами, а для производства и переработки продовольственных товаров в Казахстане созданы выгодные условия налогообложения по НДС.
В Минфине провели анализ налоговых поступлений по НДС в разрезе отраслей. В 2022 году в бюджет поступило более 4,2 трлн тенге НДС, из которых 47,2% от налогоплательщиков в сфере торговли.
«Импортный НДС составил 2,5 трлн тенге, из них 1,6 трлн тенге, или 65,1%, уплачено налогоплательщиками, занятыми в сфере торговли. При этом в структуре импорта Казахстана доля продовольственных товаров составила 9,4%. То есть основная часть товаров, ввезенных налогоплательщиками в сфере торговли, не относится к продовольственным товарам. К тому же возможный рост налоговой нагрузки по ряду импортных продовольственных товаров снижает их конкурентоспособность перед казахстанскими производителями», – отметил Жамаубаев.
Повышение налоговой нагрузки на импорт, по его мнению, даст возможность отечественным товаропроизводителям, пользующимся налоговыми льготами и субсидиями, наращивать свое производство для замещения импортных товаров. Таким образом, учитывая низкую нагрузку по НДС на сельхозтовары, полагает Жамаубаев, влияние повышения НДС на стоимость продуктов питания ожидается минимальным.
Кроме того, оборот лекарственных средств также освобожден от НДС. Указанные льготы снижают влияние повышения ставки НДС на уровень инфляции. В рамках работы по разработке проекта нового Налогового кодекса также был рассмотрен вопрос дифференциации ставки НДС. В итоге обсуждений предлагается не дифференцировать ставку НДС, поскольку это может повлечь риски роста дебетового сальдо по НДС, необходимость снижения ставки НДС на импорт аналогичных товаров в соответствии с требованиями правил ВТО, ведение раздельного налогового учета по товарам, работам, услугам, облагаемым по стандартной и пониженной ставкам НДС.
«Таким образом, несмотря на применение дифференцированных ставок НДС в большинстве государств мира, НДС с единой ставкой представляется более эффективным», – сообщил вице-премьер.
Проектом нового Налогового кодекса также предусматривается сместить акцент на налоговое администрирование.
«Планируется совершенствование системы НДС-платежей. Таким образом, новые предлагаемые меры, а также наличие льгот и специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса нивелируют все риски, связанные с повышением ставки НДС», – считает Жамаубаев.
Между тем глава Минфина сообщил, что в Казахстане хорошая собираемость НДС по сравнению с другими странами.
«По данным Всемирного банка, по сравнению со странами Европы и Центральной Азии примерно одного уровня развития экономики в 2019 году производительность НДС в Казахстане была самой низкой (0,32), а по коэффициенту собираемости страна занимала 7-е место (0,617) из 11 стран Европы и Центральной Азии, что выше, чем средний коэффициент собираемости стран с новой и развивающейся экономикой в Европе – 0,56. То есть собираемость НДС в Казахстане находится на хорошем уровне», – отметил он.
По его словам, низкая производительность НДС в Казахстане обосновывается низкой ставкой.
«В первую очередь повышение ставки НДС даст фискальный эффект в виде дополнительных поступлений в бюджет в размере 2–2,4 трлн тенге в год. Это сопоставимо с годовым объемом гарантированных трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет. Дополнительные доходы позволят сократить размер таких трансфертов и, как следствие, усилят сберегательную функцию Национального фонда», – сообщил министр.
Уровень теневой экономики и ставка НДС не имеют прямой взаимосвязи, утверждает он. В Казахстане в 2006 году при ставке НДС в размере 15% уровень теневой экономики к ВВП составил 19,8%, а размер теневой экономики в сфере торговли – 2,7% к ВВП. В последующие годы ставка НДС поэтапно снижалась до 12%. Однако объем теневой экономики в торговле с каждым годом увеличивался и в 2016 году дошел до 9,2% к ВВП. В 2022 году при ставке НДС в размере 12% объем теневой экономики в сфере торговли составил 3,1% к ВВП. Несмотря на снижение ставки, уровень теневой экономики в торговле не снизился, отметил Жамаубаев.
Кроме того, несмотря на низкую ставку НДС в размере 12%, уровень теневой экономики остается в Казахстане выше (18,8% к ВВП), чем в странах Европы с высокой ставкой НДС. В качестве примера он привел Германию со ставкой НДС 19% и уровнем теневой экономики к ВВП около 10%; Великобританию со ставкой НДС 20% и уровнем теневой экономики 11% к ВВП, Венгрию со ставкой НДС 27% и сопоставимым с Казахстаном уровнем теневой экономики.
Депутат мажилиса парламента Берик Бейсенгалиев выразил в своем депутатском запросе к вице-премьеру, министру финансов Ерулану Жамаубаеву опасение, что в результате повышения ставки НДС с 2025 года с 12% до 16% в Казахстане вырастут цены на газ и горюче-смазочные материалы (бензин, дизтопливо).