Правительство отказалось предоставлять кызылординским нефтяникам возможность дополнительного заработка
Правительство не видит возможности увеличить экспортную квоту на 50% для нефтегазовых компаний Кызылординской области, несмотря на то, что стоимость нефти при поставках на внутренний рынок составляет всего $233 за тонну по сравнению с $540 при экспорте, сообщил первый вице-премьер Роман Скляр.
«В связи с ограниченностью ресурсов, стратегическим приоритетом внутреннего рынка и существующими мерами увеличение экспортной квоты на 50% для недропользователей Кызылординской области на текущий момент не представляется возможным», — сообщил Скляр, отвечая на депутатский запрос.
С предложением увеличить экспортную квоту для кызылординских нефтяников в ноябре обратилась группа депутатов Мажилиса. Свою инициативу они обосновывали тем, что региональные добытчики несут основную нагрузку по поставкам сырья на внутренний рынок для дальнейшей переработки.
Вице-премьер отметил, что в 2021 году проект реверса нефтепровода Кенкияк-Атырау до 6 млн тонн в год позволил планомерно снизить нагрузку с 84,7% в 2020 году до 69-72% в текущем году. Кроме того, в 2022 году нефтедобывающие организации получили право поставлять нефть на нефтеперерабатывающие заводы без посредников. В апреле 2023 года предельные розничные цены на Аи-92 были повышены до 205 тенге с 182-187 тенге за литр, дизтопливо – до 295 тенге с 230-260 тенге за литр, что повысило экономическую привлекательность поставок сырой нефти на внутренний рынок, считает вице-премьер.
Компания «КазМунайГаз» и китайская «СНПС» прорабатывают вопрос расширения пропускной способности нефтепроводов Кенкияк-Атырау в реверсном направлении с 6 до 12 млн тонн в год и Кенкияк-Кумколь с 10 до 15 млн тонн в год.
«Это позволит продолжить сокращение дисбаланса по поставкам нефти на НПЗ за счет увеличения поставок нефти с месторождений Мангистауской и Атырауской областей», — полагает Скляр, отметив, что с введением проекта реверса доля поставок на экспорт увеличилась до 32% с 15% ранее.
Вице-премьер сообщил, что на 2024-2026 годы через министерство промышленности и строительства была подана бюджетная заявка геологическое исследование Сырдарьинского осадочного бассейна на общую сумму 4,3 млрд тенге. В частности, речь идет о геолого-геофизическом исследовании (2D сейсморазведке) плотностью 20 км на 20 км в объеме 3,1 тыс. погонных км. Для проведения соответствующих работ в 2026 году Минфином поддержаны расходы на 583,8 млн тенге. Вопросы дополнительного финансирования работ будут рассмотрены при уточнении республиканского бюджета на 2024 год, уточнил Скляр.
Объемы нефтедобычи в Кызылординской области неуклонно снижаются. В 2012 году в регионе добыли 11 млн тонн нефти. В 2018 году этот показатель упал до 6,4 млн тонн, в 2022 году – до 4 млн тонн, а по итогам 2023 года планируется добыть всего 3,5 млн тонн. Власти региона пытаются реанимировать нефтедобычу, инвестируя деньги в проведение геологоразведочных работ.
Премьер-министр Алихан Смаилов, отвечая в мае на депутатский запрос, сообщил, что на перспективном Торгайском палеозойском участке (ресурс около 400 млн тонн нефти) в Кызылординской области «КазМунайГазом» будут проведены работы по поиску нефти на глубине 5,5 тыс. метров. Кроме того, он напомнил о вводе в промышленную эксплуатацию Аксайского Южного месторождения с объемом добычи сырого газа около 100 млн кубометров в год.
Розничные цены на бензин марки Аи-92 и дизтопливо с 2024 года надо повысить до 230 и 345 тенге за литр с 205 и 295 тенге сейчас соответственно, а стоимость сырой нефти при поставках на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) – до 135–145 тыс. тенге за тонну с 95–105 тыс. тенге в настоящее время, сообщили в сентябре представители нефтедобывающих организаций (НДО).
В разработанном по итогам съезда НДО Казахстана сценарии предлагалось повысить стоимость нефти при поставках на внутренний рынок в два этапа. На первом этапе уже в 2023 году стоимость нефти должна возрасти до 120 тыс. тенге за тонну. На НПЗ стоимость дизтоплива составит 320 тыс. тенге за тонну, Аи-92 – 230 тыс. тенге за тонну. На АЗС стоимость нефтепродуктов останется на текущем уровне: дизтопливо – 295 тенге за литр для местных водителей и 450 тенге за литр для иностранных водителей, Аи-92 – 205 тенге за литр.
На втором этапе (с начала 2024 года) стоимость нефти на внутреннем рынке возрастет до 135–145 тыс. тенге за тонну, допускали участники рынка в сентябре. Стоимость дизтоплива на НПЗ увеличится до 370 тыс. тенге за тонну, Аи-92 – до 260 тыс. тенге за тонну. Розничные цены на заправках возрастут в таком случае до 345 тенге за литр дизтоплива (450 тенге за литр для иностранных водителей), Аи-92 – 230 тенге за литр.
Участники съезда указывали на запланированное в 2025 году создание единого рынка нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза, когда розничные цены на них в Казахстане, скорее всего, подтянутся до уровня российских. Правительства стран-участниц ЕАЭС запустили реформу, поскольку, в противном случае из-за слишком низких цен в Казахстане производимые в республике нефтепродукты будут вымываться в Россию и Кыргызстан (соседние члены ЕАЭС), где цены на топливо значительно выше. Идея участников рынка заключалась в поэтапном повышении цен, которое позволит избежать ценового шока.
Стоимость нефти при поставках на внутренний рынок составляет $233 за тонну по сравнению с $540 при экспорте. Стоимость реализации нефти на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы составляла в 2022 году 95–105 тыс. тенге за тонну. НДО считают, что справедливая стоимость реализации нефти на внутреннем рынке при текущих ценах на нефть должна быть не менее 147 тыс. тенге за тонну. Расчет был произведен, исходя из мировой цены на нефть марки Brent $84/баррель, дисконта $10/баррель, курса 450 тенге за один доллар США и коэффициента 7,3 барреля в одной тонне.
После повышения предельных розничных цен на Аи-92 и дизтопливо 12 апреля в Казахстане рентабельность НДО осталась неизменной, рентабельность НПЗ снизилась с 15% до 5%, а рентабельность АЗС выросла до 11% с 3%. При этом валовый доход на АЗС по дизтопливу увеличился с 7,5 до 30 тыс. тенге с тонны, по Аи-92 – с 10,6 тыс. до 23,3 тыс. тенге с тонны.
В НДО считают, что властям надо выработать понятные механизмы и правила по распределению квот при утверждении графиков транспортировки нефти, в том числе на экспорт. Там отмечают, что выравнивание нэтбеков (стоимость нефти для конечного потребителя за минусом транспортировки и экспортной таможенной пошлины) экспорта и внутреннего рынка создает дополнительный потенциал для внутреннего рынка из экспортного объема около 8 млн тонн нефти.
НДО поставили на экспорт в 2022 году лишь 8,1 млн тонн, или 46% добытой нефти, в то время как на внутренний рынок было поставлено 9,5 млн тонн, или 54% нефти. В результате недополученная прибыль оценивается ими в 181,5 млрд тенге, а бюджет недополучил 255,4 млрд тенге в виде налогов и платежей. Объемы добычи нефти НДО сократились за последние пять лет на 17%, до 17,6 млн тонн.
В документе идет отсылка на отчет агентства по защите и развитию конкуренции о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках за 2022 год, где предусматривалось поэтапное повышение оптовых и розничных цен на ГСМ с увеличением акциза и закупочных цен на нефть у недропользователей и последующим дерегулированием рынка.
Помимо этого, НДО предлагают пересмотреть предельные оптовые цены на ГСМ в сторону их поэтапного увеличения для дерегулирования валового дохода в сторону НДО с последующим дерегулированием рынка. Также предлагается выработать правила равноправного доступа к переработке на НПЗ и отметить запрет на экспорт продукции мини-НПЗ, что позволит восстановить деятельность малых НДО.