Bloomberg назвал 5 главных проблем мировой экономики в 2024 году
Bloomberg проанализировал ключевые провальные моменты 2023 года и составил топ-5 «острых моментов», которые следует обойти, чтобы мировая экономика «не сбилась с курса». Оказалось, что наиболее остро стоят вопросы заявок на пособие по безработице в США, деловой уверенности в Германии, доходности облигаций в Японии.
В 2023 году мировая экономика подверглась серьезным испытаниям, которых раньше удавалось избежать. Несмотря на это, постпандемийное глобальное восстановление удалось продолжить. В США потребители превзошли ожидания и продолжили тратить, что побудило многих экономистов отказаться от своих негативных сценариев и прогнозировать редкую мягкую посадку. В Китае бурно развивающаяся индустрия электромобилей помогла руководителям приблизиться к цели роста. В свою очередь, Индия, которую авторы называют новой надеждой мировой экономики, компенсировала проблемы других стран.
Международный валютный фонд прогнозирует рост мировой экономики на уровне 2,9% в 2024 году, что не сильно ниже прошлогоднего. На данный момент на мировой арене «бушуют» две войны и запланировано около 40 национальных выборов, политические события будут определять год. Но критические точки экономического стресса могут перевернуть благоприятные перспективы, на которые взяла курс мировая экономика.
Рост безработицы и потребительский спрос США
Ожидается, что после нестабильной ситуации в 2023 году экономика США в ближайшее время стабилизируется. Ее состояние будет во многом определяться положением на рынке труда. Пока он игнорирует длительный цикл повышения процентных ставок со стороны Федеральной резервной системы (ФРС). В этом году ситуация могла бы измениться, но регулятор дал понять, что с повышением процентных ставок покончено. Рост безработицы может ударить по потребительским расходам, на долю которые в США обеспечивают почти две трети товаров и услуг. Согласно последним прогнозам ФРС, уровень безработицы вырастет до 4,1% к концу года. Заявки на пособие по безработице, публикуемые еженедельно, являются ведущим индикатором нестабильности рынка труда и поэтому заслуживают внимания.
Спекуляции на рынке недвижимости в Китае
Вторая по величине экономика мира переживает период многолетнего спада, отчасти вызванного подавлением председателем КНР Си Цзиньпином спекуляций на рынке недвижимости. Застройщики обременены огромным портфелем «гнилых хвостов» — квартир, которые были проданы, но так и не построены. По оценкам Nomura Securities, предварительно было продано около 20 млн единиц недвижимости, строительство которых было отложено или не началось. Те, кто ждет своих новых квартир, становятся все более нетерпеливыми, превращая проблему в потенциальную угрозу социальной стабильности. Высокопоставленные чиновники пообещали предотвратить каскад дефолтов девелоперов — катастрофу, которая охватит банковский сектор и потенциально обрекает Китай на потерянное десятилетие слабого роста (авторы называют его анемичным), подобным тому, что пережила Япония. Возможно, в этом году сдержанные меры правительства уступят место полномасштабной финансовой помощи.
«Самоуверенная экономика» Германии
Германия показала худшие результаты среди крупнейших экономик в 2023 году. Высокие цены на энергоносители и жесткая денежно-кредитная политика в сочетании со снижением спроса на ее экспортную продукцию привели к сокращению ВВП за год на 0,3% по предварительным оценкам. В 2024 году эксперты предсказывают сложности, связанные с продолжающейся войной в Украине, жесткой конкуренцией для автомобильной промышленности со стороны китайских производителей электрокаров, а также ужесточением контроля над государственными расходами. Производственный сектор страны, являющийся одним из мировых лидеров, столкнется с дорогостоящим и политически чреватым переходом к альтернативным источникам энергии. Это станет следствием потери доступа к дешевому российскому газу, а также с изменениями цепочек поставок в ответ на усилия США по сдерживанию Китая.
Возврат Японии к нормальной денежно-кредитной политике
Десятилетний эксперимент Японии с нестандартной денежно-кредитной политикой приближается к логическому завершению. Огромный разрыв между доходностями японских и американских государственных облигаций в ноябре помог ослабить иену до самого низкого уровня с начала 1990-х годов, что привело к росту стоимости импортного топлива и продуктов питания и снижению покупательной способности. Поскольку инфляция колеблется выше целевого показателя Банка Японии в 2% уже более полутора лет, ожидается, что его управляющий Кадзуо Уэда откажется от последней оставшейся в мире отрицательной процентной ставки.
На протяжении целого поколения пенсионные фонды, страховщики, банки и даже семейные инвесторы вкладывали свои деньги в зарубежные активы, чтобы заработать проценты, что сделало Японию крупнейшим в мире государством-кредитором. Если японские государственные облигации начнут приносить более высокую доходность, триллионы иен могут хлынуть домой, что приведет к огромным потрясениям на мировых финансовых рынках. По мнению Уэды, слишком быстрые действия рискуют свести на нет долгожданный возврат устойчивого роста цен. Медленные реформы также чреваты проблемами в виде дальнейшего ослабления иены.
Издержки быстрого развития экономики Индии
Поскольку рост в Китае замедлится, экономисты надеются, что Индия в конечном итоге станет новым двигателем глобальной экономики. Ожидается, что правительство Нарендры Моди в преддверии весенних выборов нарастит расходы бюджета. Во втором полугодии свою роль сыграют инвестиции частного сектора. Однако быстрый рост, опережающий показатели других крупных экономик мира, сопровождается высокой безработицей. В октябре прошлого года она превысила 10%, побив двухлетний рекорд. Аналитики считают, что рост ускорится до 7,5% в ближайшее десятилетие. Дефицит рабочих мест может затронуть около 25 млн человек.