Сокровища «Короны»: как сериал продолжает приносить деньги после своего завершения

Опубликовано
The Crown Tv Logo

«Sold» и значок короны – так обозначил продажу одного из платьев принцессы Дианы (вернее, его копии) в своем Instagram лондонский аукционный дом Bonhams, где на этой неделе прошли торги реквизита одного из главных сериалов Netflix – «Короны». С молотка ушли копия трона Святого Эдуарда (кресла для коронации), реплика фасада дома на Даунинг-стрит, 10 (резиденции премьер-министра), коллекция плетеных кроватей для собак (всего семь), и, конечно, наряды героев фильма – членов британской королевской семьи. Рассказываем о самых интересных лотах.

Костюм для коронации, £19 200 (10,8 млн тенге)

О невероятных затратах на съемки «Короны» начали говорить уже после появления первых эпизодов: как сообщала The Guardian, бюджет каждого сезона составлял примерно £50 млн (28,3 млрд тенге). При этом речь шла не о компьютерной графике, или, скажем, сложных батальных сценах: львиная доля уходила на костюмы для королевы Елизаветы II – вернее, для исполнительниц ее роли. Во многих сериях, особенно в первом сезоне, создатели сериала рассказывали не просто об исторических событиях, но о событиях, для воспроизведения которых на экране требовались такие же исторические костюмы.

Художница по костюмам Мишель Клэптон (знакомая всем по «Игре престолов») – она работала на первом сезоне — потом скажет в интервью, что «в конечном счете это драма, а не исторический документальный фильм», но уточнит: если для обычных эпизодов можно было создать костюмы, которые бы не «цитировали» настоящий гардероб королевы, но соответствовали характеру роли и сценам, то для знаковых эпизодов – например, свадьбы или коронации – нужны были точные копии одежды Ее Величества.

Фото: Bonhams

«Коронация королевы была одним из главных событий первого сезона, — рассказывала Мишель Клэптон, — и было очень важно сделать все правильно. Было потрачено много времени на изучение нарядов, а затем на попытки найти современные ткани, наиболее близкие к оригиналам, чтобы они «вели себя» примерно так же.

Коронационное одеяние, которое носила Клэр Фой (исполнительница роли Елизаветы II в первом сезоне, — ред.), сделано из красного бархата и горностая, но мы, естественно, сейчас не могли использовать горностай, поэтому пришлось искать искусственный мех. Я помню, как проводила множество тестов с камерой, изучая кусочки меха, поскольку иногда то, что выглядело правильно невооруженным глазом, на камере выглядело ужасно».

Команде художников по костюмам приходилось вышивать вручную, а когда времени не хватало – расписывать ткань, но так, чтобы это не было видно на камеру. «Это был действительно очень сложный наряд» — признавалась Мишель Клэптон.

Даже само описание костюма, данное на сайте Bonhams, дает представление о трудоемкости работы: «Изготовленная на заказ копия костюма, состоящая из белой льняной плиссированной мантии для помазания в полный рост с закрытыми рукавами и воротником…; туники из золотой ткани ламе с отделкой, имитирующей шнур, и с соответствующей широкой застежкой на поясе, на подкладке из малинового атласа…; государственной мантии из малинового бархата с золотой отделкой вокруг, состоящей из двух широких золотых лент и третьей, из искусственного меха горностая, украшенной вышивкой, на подкладке из атласа цвета шампанского».

Неудивительно, что именно коронационное одеяние Елизаветы II стало самым дорогим «одежным» лотом аукциона, опередив даже знаменитое «платье мести», в котором Элизабет Дебики (она играет принцессу Диану) появляется в шестом сезоне сериала. Оно было продано за £12 800 (7,2 млн тенге) – правда, одним из первых.

Золотая карета, £56 280 (31,9 млн тенге)

Предполагалось, что слегка уменьшенная (две трети от оригинала) копия королевского экипажа XVIII века станет самым дорогим лотом аукциона Bonhams. Уже после ее первого появления в сериале эту карету назвали шедевром бутафорского искусства: художник по реквизиту Джейсон Шукальски сделал сотни фотографий оригинала 1762 года, выставленного в Букингемском дворце, чтобы создать максимально правильную копию. При изготовлении кареты использовалась 3D-печать, отливались многочисленные украшения, а готовый экипаж был покрыт краской Bristol Gold – чтобы создать иллюзию позолоты. «Полную иллюзию», — написали поклонники сериала в соцсетях, когда Елизавета II (Оливия Колман) проехала в карете во время празднования своего серебряного юбилея в третьем сезоне. Потом, в шестом, по сценарию был золотой юбилей, в экипаже сидела уже другая Елизавета — Имельда Стонтон, но великолепное творение Джейсона Шукальски снова вызвало восторг у зрителей.

Фото: Bonhams

Вопрос о том, кому может понадобиться бутафорская карета и другие столь же необычные лоты, и кто будет делать ставки, не стоял. «Это будут музеи, частные коллекционеры, стилисты и союзы коллекционеров, и я думаю, что торги выйдут на мировой уровень, — написала незадолго до аукциона глава отдела моды Bonhams Мэг Рэнделл в статье на сайте howdeninsurance.co.uk. – К нам уже проявили большой интерес в Великобритании и Америке, а также в Европе, особенно во Франции и Испании. Многие зарегистрировались и многие сделали ставки».

Мэг Рэнделл назвала копии «золотой кареты», ворот Букингэмского дворца, и фасада дома N 10 по Даунинг-стрит «интригующими» лотами: «На ворота было сделано так много ставок, и это здорово, — написала эксперт. — Мне нравится идея, что кто-то, у кого-то есть невероятный особняк, приобретет и поставит эти полностью функциональные ворота, и когда ему скажут — «О, мне нравятся ваши ворота» — он ответит: «Да, это ворота Букингемского дворца!»».

Ворота Букингэмского дворца были проданы за £12 800 или 7,2 млн тенге(при оценочной стоимости £6 000-£8 000 или 3,4 млн — 4,5 млн тенге).

Фото: Bonhams

Фасаду резиденции премьер-министра Великобритании повезло меньше (продавался вместе с почтовым ящиком с гравировкой и уличным фонарем): при оценке £20 тыс.-£30 тыс. (11,3 млн — 17 млн тенге) не удалось достичь даже нижней границы – ушел за £10 880 (6,1 млн тенге), хотя месяц назад, в январе, именно этот лот активно обсуждался в прессе. Британская The Sun сообщила, что на него сделал ставку экс-глава британского правительства Борис Джонсон: «Борис Джонсон, похоже, так сильно хочет вернуться в (дом) № 10, — писала газета, — что участвует в торгах реплики двери Даунинг-стрит за 30 тысяч фунтов стерлингов».

И, как и ожидалось, с превышением оценки ушла копия «Золотой Государственной Кареты»: при оценочной стоимости в £30 тыс.–50 тыс. (17 млн-28,3 млн тенге) она была продана за £56 280 (31,9 млн тенге). Впрочем, эксперты ошиблись в другом: самым дорогим лотом аукциона стала не золотая карета, а совсем другое «средство передвижения».

Кабриолет Jaguar XJ-SC 1987 года, £70 250 (39,8 млн тенге)

Почти точная копия знаменитого «ягуара» принцессы Дианы была выставлена на аукцион с оценкой в £20 200 (11,4 млн тенге). Знаменитого не только благодаря многочисленным снимкам, но своей истории: он был сделан и переделан специально для принцессы Уэльской.

Фото: Bonhams

Как известно, при всем богатстве выбора члены королевской семьи Великобритании не изменяют «отечественному автопрому», и на официальных мероприятиях, как правило, появляются на Rolls-Royce или Jaguar XJ. Этому правилу должна была подчиняться и принцесса Диана, и в 1983 году для нее изготовили Jaguar XJS Cabriolet с жестким складывающимся верхом, оборудовали его автоматической трансмиссией и двигателем, способным разгоняться до 240 км/ч. Кроме того, для удобства маленьких принцев были переделаны задние сиденья: они были разными — кожаное у Уильяма и твидовое у Гарри. Цвет автомобиля остался стандартным — British Racing Green.

После того как принцесса Диана рассталась с принцем Чарльзем, а значит, могла больше не подчиняться королевским правилам, она взяла другой автомобиль – Mercedes, а свой Jaguar отправила в Фонд наследия Ягуар — Jaguar Heritage Trust, и время от времени его можно увидеть на автомобильных шоу.

Создатели сериала «Корона» воссоздали автомобиль Дианы почти на 100%, и только специализированные сайты заметили разницу: оказывается, сериальный изначально был синего цвета. Впрочем, эта деталь не помешала «ягуару» поставить рекорд: копия автомобиля принцессы Дианы была продана за £70 250 (39,8 млн тенге), что сделало ее самым дорогим лотом аукциона.

Всего в аукционе участвовало более 450 лотов, и, как сообщили организаторы еще до начала аукциона, все вырученные средства пойдут в Национальную школу кино и телевидения для учреждения стипендии компании Left Bank Pictures — The Crown Scholarship.

Читайте также