Чем известны катарские компании, которые нацелились на Tele2, Altel и Bеrеке Bаnк
Уровень диверсификации катарских Power International Holding и Lesha Bank настолько высок, что даже новые казахстанские активы, которые, строго говоря, являются непрофильными что для одного, что для другого инвестора, могут вписаться в этот разнообразный бизнес.
Семейный бизнес
122 бренда, более 700 тыс. кв. м заводов и фабрик, девять курортов и шесть отелей, более 140 ресторанов, восемь семейных развлекательных центров, более 200 тыс. торговых площадей, четыре клиники – это все о покупателе Tele2, катарском Power International Holding (PIH). Сооснователи PIH – братья Мутаз Аль-Хайят и Рамез Аль-Хайят. Их отец – бизнесмен Мохамад Раслан Аль-Хайят – создал в 1983 году Al Khayyat Contracting and Trading, которая была одной из крупнейших строительных и торговых компаний в Катаре.
У Power International Holding пять секторов деятельности (телекома среди них нет), которыми занимаются пять дочерних компаний (и множество «внучек»).
В этой пятерке UCC Holding, чья основная деятельность – строительство. UCC Holding выступает генподрядчиком при проектировании и застройке частных островов на Мальдивах, построил Mall of Qatar (крупнейший торговый центр в Катаре площадью 500 тыс. кв. м), реконструирует и строит отели самых известных в мире сетей, возводит огромные жилые районы, промышленные зоны и транспортные развязки – портфолио у компании действительно впечатляющее. Именно с UCC Holding подписал QazaqGaz соглашение о строительстве двух газоперерабатывающих заводов на Кашагане и второй нитки газопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент.
Часть девелоперских проектов находится под крылом у PIH. Управлением недвижимостью (и жилой, и коммерческой), отелями и курортами занимается другая «дочка» – Assets Management. Ее задачи – развитие недвижимости, организация эксплуатации объектов, сдача их в аренду, маркетинг.
Направление «гостеприимство и развлечения» – у Aura Group, еще одной дочерней компании PIH. Компания управляет собственными и франчайзинговыми заведениями общественного питания (от кофеен до дорогих ресторанов) и семейными развлекательными центрами. В прошлом году Aura Group обслужила в своих заведениях 5 млн человек.
Еще одна «дочка», Estithmar Holding, имеет диверсифицированный бизнес. «Estithmar Holding специализируется на предоставлении комплексных услуг, включая управление проектами, решения под ключ, морские работы, здравоохранение и широкий спектр отраслей промышленности» – так компания сама себя представляет инвесторам.
Пятое направление деятельности катарского Power International Holding – сельское хозяйство и пищевая промышленность. За это отвечает компания Baladna, которая была основана PIH в 2014 году, а сейчас занимает 70% рынка молочной продукции в Катаре. История компании заслуживает того, чтобы рассказать ее подробнее.
Святая корова!
Один из сооснователей Power International Holding и председатель правления холдинга (и одновременно предправления во всех пяти «дочках» PIH) Мутаз Аль-Хайят известен как «человек, который перебросил по воздуху 4000 дойных коров», и это не преувеличение.
Летом 2017 года Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн разорвали дипломатические и транспортные связи с Катаром, обвинив его в поддержке экстремистских группировок. Единственная сухопутная граница Катара – с Саудовской Аравией, и именно оттуда до фактической блокады в Катар шли поставки значительной части продуктов питания и почти вся молочная продукция.
Уже созданная к тому времени Baladna специализировалась на овцеводстве и планировала расширяться и завозить в страну крупный рогатый скот морем. Блокада заставила компанию ускориться и пойти нетривиальным и очень дорогим путем: Мутаз Аль-Хайят закупил 4 тыс. голштинских коров в США и Австралии и организовал воздушную перевозку. Qatar Airways потребовалось для этого около 60 рейсов.
Ферма Baladna сейчас занимает площадь 2,4 млн кв. м, в ней можно содержать 24 тыс. дойных коров. Сама компания сообщает, что «на специально построенных фермах каждому животному созданы комфортные условия и достаточно места для свободного передвижения».
Коровники для стада в пустыне были спроектированы так, чтобы предотвратить потери воды и эффективно использовать энергию, – без систем климат-контроля коровам не выжить. Судя по тому, что Baladna занимает сейчас 95% рынка Катара в категории «свежее молоко» и 90% в категории «ультрапастеризованное молоко», коровам в пустыне неплохо.
Высокие ожидания
Катарский Lesha Bank (заключил предварительное соглашение с НУХ «Байтерек» о покупке Bereke Bank) занимается финансовой деятельностью, основанной на принципах шариата. И поэтому много инвестирует – сейчас банк владеет 10,8% акций Ennismore Group, одной из крупнейших и быстрорастущих компаний в сфере гостиничного бизнеса в мире (контрольный пакет акций Ennismore Group принадлежит международному гостиничному конгломерату Accor). Кроме того, Lesha Bank вложился в SoundHound, технологическую компанию поздней стадии, которая специализируется на голосовом искусственном интеллекте. Банк также инвестировал в 50% акций компании David Morris International Limited. Это компания-дизайнер, производитель и розничный продавец высококачественных ювелирных изделий и драгоценных камней, изготовленных на заказ. Среди других инвестиций миноритарные доли в Al Jazeera Finance и Tera Kaffe (производит и продает автоматические кофемашины и эспрессо-машины). В прошлом году катарский банк купил 27,5% доли в Starlink, ведущем дистрибьюторе и розничном продавце гаджетов и аксессуаров в Катаре.
Проекты, в которые Lesha Bank инвестировал, но уже вышел: международный холдинг Al Rifai (сфера производства продуктов питания и напитков), CMRC Limited (медико-реабилитационный центр в регионе Персидского залива), ENPI (завод по производству пластмасс), English Home (ретейлер товаров для дома в Турции), FSC (катарская компания по производству продуктов питания и напитков), Kuwait Energy Company (разведка и добыча газа), Memorial Health Group (поставщик медицинских услуг в Турции), QCON (EPC-подрядчик).
Кроме того, у банка большой портфель инвестиций в американскую недвижимость – офисы и многоквартирные дома.
Еще полтора года назад Lesha Bank назывался Qatar First Bank, но решил провести ребрендинг, поскольку намеревался расширять свое присутствие в регионе. Предправления банка – член правящей семьи шейх Фейсал бин Тани Аль Тани – тогда заявил:
«Новый бренд отражает наши амбиции роста, а также нашу миссию по достижению новых высот и достижению совершенства в том, как мы заботимся о наших инвесторах, и в том, как мы сочетаем принципы шариата с инновациями глобального инвестиционного банка. Новая идентичность также отражает наши глубокие корни и наследие на катарском рынке».
Продолжать диверсификацию источников дохода и инвестиций Lesha Bank собирался за счет изучения новых рынков и выхода на те, которые «отвечают высоким ожиданиям клиентов» (это формулировка из документов). И похоже, что одним из таких рынков становится Казахстан.