Эксперт предупредила о риске появления в Казахстане нового «потерянного поколения» молодежи
В Казахстане может повториться ситуация конца 1990-х годов, когда из-за миграционного кризиса страна потеряла значительную часть населения. Об этом и других рисках демографической безопасности «Курсиву» рассказала главный научный сотрудник Института экономики Миннауки РК Фарида Альжанова. По ее словам, в ближайшие годы взрывной рост рождаемости, начавшийся в 2000 годах, может смениться массовым оттоком молодежи за рубеж по социально-экономическим причинам.
Альжанова отмечает, что сейчас в период репродуктивной активности входит малочисленное поколение детей конца 1990-х годов, что приведет к снижению рождаемости в стране.
В то же время многочисленная молодежь, рожденная в 2002–2014 годах, с большой долей вероятности покинет страну в будущем. К этому может привести не только стагнация экономического развития и отсутствие трудовых ниш для будущих специалистов, но и возможности, открываемые в других странах для образования и трудовой миграции.
«Молодое поколение очень чувствительно к этим процессам. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов социокультурные особенности смены поколений. Например, СМИ часто пишут о нелегальной трудовой миграции в Южную Корею, новых трудовых нишах для сезонной занятости в Англии. Ведется работа, чтобы сделать этот процесс легальным», — подчеркивает ученый.
При этом, по ее словам, необходимо иметь в виду, что ситуация в области демографии в негативную сторону может измениться очень быстро, но для восстановления потерь потребуются десятилетия. К тому же сокращение числа рождений девочек в конце 1990-х и начале 2000-х на долгие годы вперед определило сокращение будущего поколения матерей в Казахстане.
Какие демографические процессы будут происходить в ближайшие годы
Начиная с 2016 года в Казахстане самая многочисленная группа — дети в возрасте 5-9 лет. Сейчас в этой группе 1,9 млн человек, что почти в два раза больше возрастной группы 18-22 года. Учитывая это, по словам Альжановой, даже при текущем уровне охвата высшим образованием (62%) к 2030 году численность студентов вузов может составить около млн человек.
«Таким образом, понадобятся серьезные ресурсы для обеспечения качественного высшего образования и вовлечения студентов в исследовательский процесс, общественную деятельность, в противном случае следует ожидать сильный отток молодежи за рубеж. По сути в мире идет конкуренция за человеческий капитал, за таланты», — добавила она.
Альжанова также обратила внимание на такой показатель, как доля труда в ВВП, который включает заработную плату и социальные выплаты. По ее словам, этот показатель снизился к 2020 году по сравнению с 2010 годом с 50% до 40%, что свидетельствует о рисках неравенства распределения доходов и богатства.
«Есть риск не реализовать потенциал современного поколения демографического роста. Такая история у нас в Казахстане уже была. Основные факторы, которые будут противодействовать такого рода рискам, — это поддержание экономического роста, социальный прогресс и укрепление института семьи. И надо обратить внимание на то, чтобы не происходило дальнейшее снижение заработной платы в структуре ВВП. Сегодня она одна из самых низких в странах постсоветского пространства», — подчеркнула главный научный сотрудник Института экономики.
Все это в целом, по ее словам, может привести к потере текущего и будущего поколения, а также к «утечке мозгов» и снижению человеческого капитала государства. А для обеспечения демографической безопасности Казахстану необходимо повышать уровень жизни и снижать неравенство и бедность, а также создавать условия для реализации потенциала молодых людей внутри страны.
«Риски потери молодежи есть и очень серьезные. Об этом многие эксперты также говорят. Такая ситуация имела место в Казахстане в конце 1990 годов, когда из-за миграционного кризиса страна потеряла значительную часть своего населения. Есть исследования казахстанских демографов на эту тему, в частности А.Н. Алексеенко. Поэтому риски потери складываются из множества факторов, которые в общем относятся к потерям за счет механического и естественного движения населения», — объяснила ученый.
Почему люди уезжали из Казахстана в 90-х годах
По словам Фариды Альжановой, похожая ситуация наблюдалась в Казахстане в конце 1990 годов, когда страна переживала тяжелый период перехода от советской к рыночной экономике, который привел к ухудшению жизни большинства населения.
Речь идет об этнодемографических процессах, начавшихся в 1960-е годы, когда в страну приезжали осваивать целину и развивать промышленность представители разных народов СССР. Это поколение, рожденное в период послевоенного беби-бума (между 1945 и 1961 годами), составляло значительную часть населения КазССР. Однако после распада союза многие из них решили покинуть Казахстан.
«Масштабные геополитические и социально-экономические трансформации привели к резкому изменению ситуации в Казахстане, во-первых, в области рождаемости, во-вторых, в области миграции. Рост безработицы, гиперинфляция, рост бедности привели к тому, что показатели рождаемости снизились в среднем в два раза, в том числе сократилась рождаемость девочек или поколения будущих матерей. То есть одна часть детей просто не родилась, другая часть детей уже родилась за пределами Казахстана», — отметила она.
Также, по ее словам, миграции способствовало и то, что открылись и сформировались так называемые «притягивающие факторы» за пределами Казахстана, в частности, программы по переселению этнических немцев в Германию. Россия также создала условия для миграции русского населения из стран СНГ. При этом ученый отметила, что риски потери части населения складываются из множества факторов, а ситуация в области демографии в негативную сторону может измениться очень быстро, но для восстановления потерь требуются десятилетия.
«Про советский период. Мы потеряли часть населения за счет миграции. Но уехала часть, и это в основном европейское население, с не самыми высокими показателями рождаемости. Не могу точно в цифрах сказать, как отразилась война в Афганистане, где контингент войск был задействован. Но в любом случае мы потеряли часть молодых мужчин, которые должны были создать семьи в 1990-х – начале 2000-х годов. Рост криминала со второй половины 1990-х тоже негативно отразился на смертности молодежи. Но самое главное, что снизились коэффициенты рождаемости со второй половины 1990-х и до 2002 годов среди казахов и других тюркских этносов с традиционно высокими показателями», — подчеркнула Альжанова.
Контекст. В середине февраля в сенате прошел правчас, на котором Альжанова рассказала о рисках, связанных с усилением демографического дисбаланса и демографической безопасности Казахстана. Ученый тогда отметила, что из-за ряда экономических факторов в стране есть риск не реализовать демографический потенциал современного поколения молодежи и допустить «утечку мозгов» из республики.
Ранее в интервью «Курсиву» ученый рассказала, почему в ближайшие годы еще четыре области в Казахстане могут пополнить список регионов с высоким оттоком населения и по каким причинам программы добровольного переселения населения из трудоизбыточных южных регионов в северные – трудодефицитные – оказались неэффективными.