Иностранным компаниям предложат обменять доли в Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке на замороженные Западом российские активы
Иностранным акционерам проектов по разработке крупнейших нефтегазовых месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак необходимо предложить обменять их доли на замороженные странами Запада российские активы. С такой инициативой выступил альянс предпринимателей «Парасат», готовящий обращение нефтегазовому совету при президенте Касым-Жомарте Токаеве.
Авторы считают пересмотр контрактов с собственниками трех месторождений в сторону улучшения условий «крайне необходимым» и указывают, что это должно произойти в ближайшие годы. Вырученные средства можно будет направить на реализацию запланированных программ и реформ.
Они есть у России, точнее те $300 млрд, которые Запад заморозил на своих счетах. Разморозят их, судя по ужесточению санкций, нескоро (еще и хотят передать замороженные ЗВР Украине). Предложение простое: Россия могла бы выкупить доли иностранных компаний в Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане за счет этих средств», – говорится в проекте обращения .
В документе отмечается, что контракт по Тенгизу истекает в 2033 году, по Карачаганаку – в 2038 году, по Кашагану – в 2041 году. Соответствующий переговорный процесс Казахстана по улучшению условий для республики с иностранными партнерами может затянуться на долгие годы, полагают разработчики, а денег на выкуп долей у правительства страны нет.
По мнению разработчиков, Россия при согласии иностранных нефтегазовых компаний конвертировала бы замороженные средства в реальные активы, генерирующие стабильные доходы, западные компании получили бы деньги за свои доли, а Казахстан смог бы улучшить условия по этим контрактам.
Новые акционеры, полагают они, могли бы гарантировать в течение ближайших пяти лет гарантированные поставки нефти в европейском направлении. При этом за 2025–2030 годы можно детально рассмотреть варианты перенаправления этих объемов в сторону Китая либо через Иран на Персидский залив.
Кроме того, в обращении отмечается, что за счет размороженных российских средств возможно договориться о подписном бонусе в $15 млрд, на которые построить первую в Казахстане атомную электростанцию в сотрудничестве с российским «Росатомом».
Предложение, по мнению авторов, необходимо включить в разрабатываемый в настоящее время национальный план развития до 2029 года. Также его следует обсудить на площадках правительства и обеих палат парламента и с участием нефтегазового совета при президенте.
Казахстан владеет минимальными долями в крупных казахстанских нефтегазовых проектах. В частности, в «Тенгизшевройле», занимающемся добычей на Тенгизе, доли распределяются так: Chevron – 50%, Exxon Mobil – 25%, «КазМунайГаз» — 20% и «Лукойл» — 5%. Долю в КПО, разрабатывающем Карачаганак, имеют следующие компании: Eni S.p.A. – 29.25%, Shell Plc – 29.25%, Chevron – 18%, «ЛУКОЙЛ» – 13.5% и «КазМунайГаз» – 10%. Акционерами консорциума North Caspian Operating Company (NCOC, оператор Кашагана) являются KMG Kashagan B.V. (16,9%), CNPC Kazakhstan B.V. (8,3%) и Inpex NorthCaspian Sea (7,6%), по 16,8% у Shell Kazakhstan Development B.V., Total EP Kazakhstan и ExxonMobil Kazakhstan.