Очередная победа Моди: каким будет предстоящий путь Индии
Партия премьера Индии Нарендры Моди одержала победу на выборах. Таким образом политик остается лидером страны. Однако результаты голосования не были идеальны: оппозиция получила более высокие результаты, чем ожидалось. О том, что ждет Индию вместе с Моди и его третьим сроком, в колонке для Project Syndicate рассказывает основатель и президент Eurasia Group и GZERO Media, член исполнительного комитета в созданном при ООН Консультативном органе высокого уровня по вопросам искусственного интеллекта Иэн Бреммер.
Несмотря на то, что «Бхаратия Джаната парти» (сокращенно БДП) не одержала решительной победы, на которую рассчитывал ее лидер Нарендра Моди, он обеспечил себе редкий для Индии третий пятилетний срок в качестве премьер-министра. Впрочем, эта победа не была легкой.
Высокий уровень инфляции и безработицы помогали объединившейся оппозиции изображать Моди в качестве политика, слишком лояльного крупному бизнесу, и это привело к сокращению их отставания от альянса во главе с БДП. Повышение неравенства в уровне богатства вынудило Моди активней опереться на индуистский национализм, который часто выглядит ужасно: ранее он поручал нести это бремя своим подчиненным. Кроме того, медийная среда в Индии стала более поляризованной, при этом количество людей, которые получают новости из интернета, сегодня гораздо выше, чем десять лет назад, когда Моди был избран в первый раз.
Впрочем, сам Моди остается намного более популярным, чем его партия. Он создал репутацию честного человека, а после десяти лет на посту премьер-министра его имя стало, несомненно, узнаваемым. Это очень важно в стране, в которой миллионы людей говорят на десятках разных языков. Как только завершился подсчет голосов на самых больших и длительных выборах в мире, Моди вновь оказался в центре внимания.
Индии нужен популярный лидер, потому что перед страной стоят колоссальные долгосрочные задачи. В течение ближайших десяти лет Индия столкнется с серьезным дефицитом воды, и какого-то очевидного решения этой проблемы нет. Моди приходится работать со слабыми местными властями, многие из которых зависят от политической поддержки фермеров, а те крайне зависят от аграрной деятельности, требующей больших объемов воды, причем в тех районах страны, где воды уже не хватает.
Другая проблема – изменение климата. Нынешним летом Индия уже установила новые температурные рекорды, при этом сотни миллионов индийцев никак не могут избежать жары и высокой влажности. Сюда же можно прибавить и низкое качество воздуха, одно из худших в мире. Эта проблема будет лишь усугубляться, учитывая огромное количество электроэнергии (зачастую генерируемой на угольных электростанциях), которые нужны для поддержания прогнозируемых высоких темпов роста экономики. В результате человеческие страдания в стране, в которой масштабы экологического урона уже и так слишком велики, будут лишь возрастать.
Кроме того, в экономике Индии имеется серьезная структурная проблема: слишком мало женщин вносят вклад в ее развитие. В состав рабочей силы сейчас входят менее трети женщин трудоспособного возраста. В стране крайне мало женщин, занимающих пост гендиректора или члена совета директоров, и лишь мизерная часть венчурного капитала направляется на финансирование стартапов, основанных или возглавляемых женщинами.
В новом «Докладе о глобальном гендерном неравенстве», подготовленном Всемирным экономическим форумом, Индия заняла 127-е место среди 146 стран, оказавшись позади соседних государств – Бангладеш, Непал, Шри-Ланка. При решении этой проблемы Моди и местные чиновники должны учитывать высокую долю сельского населения, консервативность социальных ценностей, а также сковывающую развитие бедность.
Многие нахваливают сильную демографию Индии как ее важное экономическое преимущество, особенно в сравнении с Китаем, Японией и некоторыми крупнейшими странами Европы. Однако, если половина населения страны сталкивается с барьерами, препятствующими участию в формальной экономике (как это происходит с женщинами Индии), подобные преимущества оказываются нереализованными.
Наконец, в Индии проживают 1,5 млрд человек, и слишком многие из них до сих пор живут в бедности. В 2023 году в «Глобальном индексе голода» Индия заняла 111-е место среди 125 стран. И если Китай уже превратился в страну с доходами выше среднего уровня, путь Индии к этому статусу совсем не гарантирован. Из-за множества структурных проблем развитие Индии может пойти совсем не по тому пути, который обещает Моди: страна окажется подверженной социально-политической нестабильности, частично усиливаемой индуистским национализмом, который сам же Моди и поощряет.
Тем временем занятые Индией геополитические позиции приносят ей много преимуществ. Правительство Моди будет и дальше получать выгоды от тенденции, которую индийцы называют «Китай +1»: многие западные и азиатские страны решили снизить риски в производственных цепочках, связанных с Китаем, и для этого переносят свою деятельность и инвестиции в соседние страны. Многие транснациональные корпорации в ключевых отраслях экономики сегодня рассматривают Индию не только как реальную альтернативу для долгосрочных капиталовложений, но и как привлекательный рынок.
Хотя размеры инвестиций Индии в инфраструктуру до сих пор меньше, чем в Китае, отставание уменьшается. В Мумбаи благодаря новым шоссе, мостам и туннелям улучшается ситуация с движением транспорта, которая была одной из худших в мире. Стало меньше перебоев с электроэнергией, связью и интернетом. Хотя Индия – не Китай, повседневная деловая жизнь в стране перестала страдать от регулярных сбоев. Кроме того, Индия добилась определенных успехов в производстве дорогостоящих товаров и сегодня экспортирует больше мотоциклов и автомобилей, которые соответствуют ранее немыслимым для этой страны стандартам качества.
Крупнейшие внешнеполитические проблемы Индии связаны с ее границами с Китаем, Пакистаном и Мьянмой. Все три страны создают для Индии проблемы с безопасности. Однако за пределами соседних стран перед Моди открываются важные возможности.
Речь идет не только об отношениях с США (Индия является одной из немногих стран, которые могут рассчитывать на укрепление связей с Америкой вне зависимости от того, кто победит на президентских выборах в ноябре), но и об отношениях со странами глобального Юга, где Моди стал одним из лидеров. В прошлом году, когда Индия принимала саммит «Большой двадцатки», мы увидели, что Моди хочет превратить Индию в важнейший мост между развитым и развивающимся миром. Со времен окончания Холодной войны не было случая, чтобы подъем какой-либо страны расценивался позитивно столькими государствами.
Иными словами, Индия столкнулась с колоссальными долгосрочными проблемами. Однако личная привлекательность Моди внутри страны и те пути, которые он помог открыть для Индии на международной арене, сделают развитие его страны одним из важнейших сюжетов ближайшего десятилетия.
Copyright: Project Syndicate, 2024.
www.project-syndicate.org