«Приняли российское подданство, но бастовали регулярно»: как живет приграничный город Уральск
Город Уральск – областной центр Западно-Казахстанской области, славится своей роскошной архитектурой времен царской России, свежим воздухом и довольно высокими ценами на жилье, при небольших расходах на питание, одежду и коммунальные услуги. Журналистка из Уральска рассказывает, чем живет этот необычный город – в рамках специального проекта «Настоящий Казахстан» от «Курсива» и компании «Шеврон».
Меня зовут Акмарал Шаяхметова, мне 27 лет, до 24 лет я жила в поселке в 25 километрах от Уральска и ездила на учебу, а потом на работу в город. Каждый день. Теперь я живу в самом Уральске, работаю в местной газете, дополнительно подрабатываю в республиканских СМИ. В 2018 году я переехала в Алматы, устроилась работать в одну из крупных редакций республиканского масштаба. И хотя работа мне понравилась, спустя два месяца я вернулась в Уральск. Причина банальна: не хотелось отдавать львиную долю своей жизни дороге на работу и с работы. В Уральске в этом плане лучше – от одной окраины до другой можно добраться за полтора часа, а на такси – за сорок минут.
В этом материале я расскажу, чем привлекательна жизнь в Уральске, о том, есть ли тут развитие для молодежи, об уровне жизни среднестатистического жителя и о том, почему реурбанизация, то есть обратный отток горожан в село может стать реальностью для Уральска.
Кто живет в Западно-Казахстанской области и чем занимается?
Одна из малых промышленных зон Уральска. Фото: Филипп Лепцов
В Западно-Казахстанской области проживает 660 тысяч человек, в Уральске – 312 тысяч. По национальному составу преобладают казахи – 76%, русские – 19%, еще 3% – это украинцы и татары, еще два процента – это азербайджанцы, немцы, корейцы и представители иных национальностей.
Западно-Казахстанская область – это крупнейший регион с развитым сектором нефтедобычи. Главный нефтяной магнат региона – итальянский консорциум КПО б.в, который добывает нефть и газ на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении в Аксае – втором городе ЗКО. Чуть меньшие обороты имеет компания ТОО «Жаикмунай». 90% экономики региона строится вокруг этих двух магнатов, они же, по данным налогового комитета – основные поставщики налогов и таможенных сборов в бюджет региона.
Помимо нефти, в Западно-Казахстанской области много мелких глиняных и песчаных карьеров, а также «Меловые горки» – карьер известняка. Все это способствует развитию индустрии производства стройматериалов.
Что касается предприятий индустриальной промышленности, то их можно условно разделить на два типа: «наследие СССР» и «селмейды». Первые – это заводы, работающие на территории области со времен Советского Союза, которые перешли в частные руки. Например, «Зенит» – выпускает корабли для охраны казахстанских границ на Каспийском море, «Агрореммаш» – бывший «Ремонтный завод», выпускает спецтехнику, гормолзавод «Береке» – скупает молоко и производит мороженое, творог и масло, пивзавод «Нуржанар» делает пиво, лимонады и квас, как делал это в 60-х и 70-х годах прошлого столетия. Селфмейд – предприятия, такие как «Стеклосервис», которое выпускает стеклопакеты, мебельная фабрика «Квант» или сеть металлобаз «Агран», что появились в перестроечное время и теперь приносят хорошие налоги в казну области, создавая немало рабочих мест.
Если говорить о сельском хозяйстве, то климат области и разнотравье полей больше подходят для животноводства мясного и молочного направления. Скотину на убой разводят и в крупных фермерских хозяйствах и в частных подворьях. Люди любят животноводство и умеют этим заниматься, поэтому мясо и молоко в Западно-Казахстанской области не сравнится по вкусу с мясом в том же Алматы. Растениеводство представлено, в основном пшеницей, которая известна далеко за пределами Казахстана. С бахчевыми культурами сложнее, из-за резко континентального климата не получается выращивать много бахчи, но зато вся продукция довольно качественная.
Урал мелеет не первый десяток лет, он уже не такой пугающий, местами его можно переходить вброд. Фото: Филипп Лепцов
Рыболовство в регионе – отдельная тема для разговора. Во времена Царской России именно купцы из Уральска имели престижный статус «поставщик двора Его Величества». Они ловили в Урале осетров, достойных царского стола. Сейчас Урал гибнет, депутаты представленные в Сенате от области, пытаются его спасти, но с каждым года ситуация все хуже и воды не хватает даже на полив для сельских хозяйств. Про рыбу мы давно забыли.
В регионе развивается «крафтовый» бизнес, когда сельчане в пределах своего подворья производят уникальную продукцию: в южных регионах обрабатывают шерсть и шьют «корпе», в поселках европейской части области варят сыр, сметану, брынзу и творог, которые сбывают на городских рынках. Городские мастерицы делают статуэтки, картины и другую сувенирную продукцию ручной работы. А еще сотрудники ДУИС по Западно-Казахстанской области умудрились превратить классическую «кустарку» в прибыльный бизнес и теперь заключенные колонии строгого режима делают лавочки и кованые беседки для городских скверов и национальные сундуки, которые уральцы охотно разбирают для подарков.
Ситуация с зарплатами такая: по данным департамента статистики Западно-Казахстанской области, за прошлый 2020 год среднемесячная номинальная зарплата составляет 206 тыс. тенге. При этом самые высокие зарплаты в горнодобывающей промышленности и разработки карьеров – свыше 1 млн тенге, меньше в промышленности – 390 тыс. тенге, в строительстве – 226 тыс. тенге, самый низкий уровень доходов в сфере искусства, развлечения и отдыха – 106 тысяч тенге. На высокую среднемесячную зарплату влияют вахтовики, работающие на нефтедобыче. Это подтверждает сам департамент статистики: в районном разрезе самая высокая зарплата в Бурлинском районе (там находится Аксай) – 402 тыс. тенге. На деле, у большинства людей, не занятых в нефтедобыче, заработная плата варьируется от 150 до 180 тыс. тенге.
Как появился город Уральск?
Если не углубляться в историю печенегов, половцев и золотоордынцев, современный Уральск начал формироваться в начале XVII века. Его основали беглые казаки – русские земледельцы и хозяйственники, которых не устраивали царские налоги и ограничение личных свобод. История Уральска начинается с ныне существующего района «Курени», от слова «курень» – казачья хата.
Собор Архангела Михаила — личного небесного покровителя города Уральск, располагается в Куренях. В подвале собора в младенчестве укрывался известный баснописец Иван Крылов. Фото: Филипп Лепцов.
Занимались казаки рыболовством и земледелием. Они жили автономно от России в добром соседстве с казахами Младшего жуза. При Петре I приняли российское подданство, но бастовали регулярно. Так, в 1773-1775 году Уральск стал «столицей» народно-освободительного восстания, возглавляемого Емельяном Пугачевым. Казаки не только охотно приняли Пугачева, но и выдали за него дочь местного купца Кузнецова, 16-летнюю Устинью Петровну. «Ее императорское величество» Устинья Петровна до конца своих дней была заточена в крепости за 17 дней брака с бунтовщиком.
Восстания на этой земле после истории с Пугачевым не прекращались, один из участников Пугачевского восстания Сырым Датов, спустя пару лет фактически объявил войну России. Императорский двор существенно пострадал, но все же подавил восстание. В Уральске продолжилась жизнь. В социально-экономическом плане здесь все было хорошо: строились богатые купеческие дома, многие из которых сохранились и по сей день, биржи, банки, типографии, парикмахерские, школы, церкви и мечети. Тюрьму начали строить после пугачевского восстания и строили 100 лет: до этих пор казаки не подчинялись законам, и суд вершили сами, где высшим наказанием было повешение, а за дела вроде воровства осуждали к ударам плетьми.
Здание областного акимата, при царе здесь был Русский торгово-промышленный банк, после Революции — совет народных депутатов. Фото: Филипп Лепцов.
Советскую власть местное население вновь не приняло, и началась гражданская война, которая тесно связана с именами знаменитых полководцев Фрунзе и Чапаева. (Последний, кстати, утонул в Урале, поселок на этом месте назвали Чапаево). После 50-дневной осады Уральск сдался.
В годы второй мировой войны Уральск стал прифронтовой зоной Сталининградского фронта (ныне – город Волгоград), здесь расположились госпитали и промышленные центры для обеспечения фронта военной амуницией и продовольствием. В советское время все было как у всех: целинники основывали колхозы и совхозы, в городах строились заводы и общежития при них, при Сталине строили «сталинки», при Хрущеве «хрущевки», при Брежневе «брежневки».
Дом купца Ванюшина, недалеко от этого места находится Татарская слобода. Фото: Филипп Лепцов.
В начале девяностых, после распада СССР большая часть русских уехала из Уральска в Россию, и если квартиры они продавали, то дачи просто бросали. С начала нулевых пустующие дачные массивы стали активно застраиваться теми, кому квартиры не по карману. По официальной статистике, в самом Уральске проживает около 310-320 тыс. человек, но местные власти говорят, что, скорее всего, эта цифра близится к 350 – в этом году будет перепись и точные цифры.
Что почем?
Купить в Уральске квартиру на вторичном рынке или в новостройках, в последние годы довольно сложно из-за небывалого роста цен. Если в 2015 году однокомнатную квартиру можно было купить за 4,5-5 млн тенге, то теперь однушки стоят от 8 до 10 млн тенге, в зависимости от района и ремонта. Трехкомнатные квартиры в 2015 году стоили 11 млн тенге, в 2021-м – 18 млн.
Строительство нового жилья в Уральске стабильно, в этом году власти выделили дополнительный транш на 8 млрд на строительству 8 многоквартирных домов, хотя ежегодно в городе прибавляется по 20-25 новых домов. Уральцы, к слову, с архитекторами особо не считаются и строят частные дома там, где им хочется, а если участок не выдают, готовы построить коттеджи и в дачном массиве, несмотря на неудобства и опасность подтопления. В 2011 году, кстати, паводок на реке Деркул «смыл» элитный коттеджный поселок Самал, где дома стоили от 50 млн тенге.
Аренда жилья в городе не дешевая, по данным сайта «Крыша», небольшая, но комфортная квартира с ремонтом и всеми удобствами стоит 60 тыс. тенге, минимум, не включая комуслуги. Трехкомнатную квартиру для семьи можно снять за 90-100 тыс. тенге.
Коммунальные платежи в городе невысокие – 7-9 тыс. тенге за 1-комнатную квартиру, с учетом того, что 4,5 тыс. из них – это отопление. В двухкомнатной квартире, коммуналка обходится в 10-11 тыс. тенге. В трехкомнатной – 15 тыс.. Цифры указаны без интернета (в среднем – 5 тыс. тенге) и без кабельного телевидения (2 тыс. тенге).
Примерные цены на основные продукты питания в марте 2021 года:
- Говядина, филе, 1 кг — 1 800 тенге
- Говяжий фарш, 1 кг – 2 000 тенге
- Сазан 1 кг – 1 200 тенге
- Карась 1 кг – 500 тенге
- Курица – 1 200 тенге
- Огурцы, томаты – 1 000 тенге
- Болгарский перец, свежая зелень – 1 800 тенге
- Картофель, лук, морковь – 100- 150 тенге
- Хлеб – 140 тенге
- Мука – 220 тенге
- Масло – 800 тенге
- Молоко тетрапак – 280 тенге
- Молоко домашнее – 300 тенге
- Сметана домашняя – 1 500 тенге за 0,5 литра
- Творог домашний – 1 000 тенге
- Сыр домашний – 2 500 тенге
- Бананы – 500 тенге
- Яблоки – 400 тенге.
Говядина на рынке «Алтын Алма». Фото: Акмарал Шаяхметова
Овощи на городском рынке .Фото: Акмарал Шаяхметова
Местная мука «Белес» пользуется спросом у горожан. Фото: Акмарал Шаяхметова
Курица в Уральске представлена тремя местными фирмами: «Акас», «Уральская птицефабрика» и «Жайык Кус». Фото: Акмарал Шаяхметова.
Масло в Уральске сильно подорожало во время карантина. Фото: Акмарал Шаяхметова
Основные супермаркеты, пользующиеся спросом: «Лидер» (из города Атырау), местный «Алтындар», «Анвар», есть российская сеть «Светофор» и гипермаркет «Дина» (Атырау). В супермаркеты ездят, в основном, за химией, бакалеей, товарами для дома и дачи и необычными продуктами типа «все для суши и роллов» или соусами. Мясо, рыбу и молочку покупают на рынке. В городе их много: «Алтын Алма», «Мирлан», «Аяжан», «Ел- Ырысы», «Султан», «Урарту», «Жайык», « Мерей».
Одежда и обувь в Уральске стоит по разному, в зависимости от качества и страны производителя, в местном универмаге «Сity Centre» и в магазинах, расположенных на первых этажах многоэтажек можно купить качественные вещи европейских брендов по довольно высоким ценам. Кроссовки – от 30 тыс. тенге, куртки и плащи от 40 тыс. тенге, платья и рубашки от 15 тыс. тенге, брюки от 20 тыс. тенге.
На рынке, в местных сетевых магазинах «Арзан» и «Мир одежды», а также в крупных мировых сетевых магазинах De Facto, Coton, Wikiki обувь можно приобрести за 15 тыс. тенге, верхнюю одежду примерно по такой же цене, джинсы и брюки от 7 тыс. тенге, платья и рубашки за 10 тыс. тенге. Эти вещи менее качественные, привозятся из Китая, Кыргызстана или Турции.
Стоимость проезда в общественном транспорте – 80 тенге, но его качество оставляет желать лучшего. Средний чек за такси – 600-800 тенге, если пару остановок, то 400 если от окраины в другую окраину, то чек может вырасти до 1 500 тенге. В карантин цены на все, ожидаемо, поднялись.
Театр русской драммы имени Островского. Фото: Филипп Лепцов
До карантина в Уральске была устоявшаяся сеть развлечений, дороже всего обходились детские батутные парки и различные карусели – на ребенка в день можно было потратить около 10 тыс. тенге. Цена билета в один из трех крупных кинотеатров – 800 тенге. В Уральске есть два театра – театр русской драмы имени Островского и казахский драматический театр имени Букеевой. Уровень режиссуры и актерского состава в них далеко не провинциальный, здесь «старая школа» театра. Стоимость билета – 700 тенге. Иногда бывали с гастролями столичные или российские театральные труппы, стоимость билета – от 1 500 тенге.
Дом-музей Емельяна Пугачева. Здесь жил лжеимператор во время пребывания в Уральске. Фото: Филипп Лепцов
Музеи недорогие – 200 тенге. В Уральске их несколько и все они интересные, это музей Емельяна Пугачева – деревянная изба и двор, с бытом, иконами, нарядами и воодушевленным гидом. Музей художника Сакена Гумарова, который писал невероятные картины, полные мистики и абстракции. Часть работ, к слову, перешла в частные коллекции и на просторах интернета порой всплывают объявления об их продаже. Еще один музей «Старый Уральскъ» – это народный музей о жизни города и его окрестностей, он создавался людьми, которые не жалели семейных реликвий для истории. Есть еще музей Пушкина, который провел в Уральске несколько дней для сбора информации к «Капитанской дочке» и музей Маншук Маметовой, героя войны.
Оставаться или уезжать?
Храм Христа Спасителя в Уральске, рядом — областной суд. Фото: Филипп Лепцов.
Уезжать из Уральска или не уезжать – вопрос спорный. Молодежь уезжает из Уральска, в основном, в трех направлениях: в Алматы, Нур-Султан, Самару или Санкт-Петербург. В Алматы – потому что это культурная столица, в Нур-Султан все едут «за длинным рублем», Самара – самый близкорасположенный мегаполис, где больше перспектив в плане получения образования и трудоустройства.
А еще местные власти говорят о том, что в будущем Уральск ожидает деурбанизация – то есть начнется обратный отток жителей в поселки. Причин тому несколько. Во-первых, это карантин летом 2020 года. В Уральске температура воздуха зашкаливала за отметку 40С, к тому же инженерные сети местного водоканала не выдержали нагрузки и начали прорываться – из-за этого воду подавали по часам. Люди устали от душных квартир и уехали из города: кто на дачу, кто к родственникам, в деревню. Многим понравилось.
Другая причина – новый проект государства «Сельская ипотека», по которой сельская молодежь сможет покупать дома в ипотеку под 1-3%.
Мост через реку Чаган в парке Кирова. Фото: Филипп Лепцов.
Лично меня жизнь в Уральске устраивает, даже будучи на карантине, удавалось зарабатывать на жизнь, поскольку журналистам можно было работать, к тому же для выполнения большей части работы нужен был только ноутбук. Обучение на различных курсах повышения квалификации можно получать онлайн, а если захочется более глобального шоппинга, то всегда можно сесть в такси и через 4 часа быть в Самаре, где много крупных торговых центров и вещевых рынков. Конечно, местные театры и музеи давно пройденный этап, но при уровне жизни уральцев вполне можно раз в год съездить в Алматы или Питер.
Если говорить о перспективах в плане «классической» офисной карьеры, то ее можно построить на территории Западно-Казахстанской области, подучив английский и разослав резюме в нефтедобывающие компании. В последние годы это все меньше и меньше привлекает нашу молодежь, многие считают, что открыть свой цветочный магазин, доставку пиццы и дорасти до собственной торговой или курьерской сети теперь куда престижней, чем работать на «дядю», пусть даже на дядю-нефтемагната.
В Уральске есть несколько частных институтов и два государственных, дипломы которых котируются на территории всего постсоветского пространства. Это Западно-Казахстанский государственный университет имени Махамбета Утемисова, где обучают педагогическим специальностям, а также творческим – хореографов, искусствоведов и режиссеров. Второй вуз – Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангирхана, где обучают специалистов в области сельского хозяйства. Сама я окончила ЗКГУ имени Махамбета Утемисова, по специальности «преподаватель русского языка и литературы», но работать стала в журналистике.
В Уральске мне нравится: купаться летом в Урале или на песчаных карьерах, гулять по парку Кирова, бродить по рощам и лесам. Кое-что действительно не устраивает, например, отсутствие элементарного благоустройства: общественный транспорт вечно переполнен, в нем бывает грязно, зимой плохо чистят тротуары и ходить по ним бывает небезопасно. Но все это — обычные неудобства, не думаю, что они послужат поводом для переезда. Я не променяю душевный Уральск из-за отсутствия благоустройства, пусть даже на чистый и «до блеска вылизанный» Нур-Султан.
Единственная причина, по которой я могу когда-то переехать из Уральска – это резко континентальный климат. Довольно непросто терпеть длинные и суровые уральские зимы с их огромными сугробами и морозами до минус 40С, равно как и невыносимо бывает летом терпеть 40С, но уже со знаком +.