Почему Казахстан экспортирует самолеты в Ирландию? Какие факторы развернули экспорт РК, до этого падавший пять кварталов подряд 

Опубликовано
Главный аналитик Kursiv Research

В январе – июне 2024 года экспорт товаров из РК в стоимостном выражении вырос на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года, прервав понижательный тренд, который наблюдался весь прошлый год и первые три месяца 2024-го. Kursiv Research в очередном обзоре разбирает, какие факторы вызвали рост товарного экспорта РК. 

иллюстрация: shutterstock

Первым делом нефть, а самолеты потом

Денежный поток от экспорта товаров из Казахстана по итогам первого полугодия 2024-го составил $39,3 млрд, увеличившись за год на 2,1% в номинальном выражении.

В экспортной корзине страны исторически преобладает ограниченное количество товаров и торговых партнеров. В отчетном периоде топ-10 ключевых вывозных товаров РК сгенерировали порядка 76,2% от всей выручки. Шесть позиций из топ-10 закрыли отчетный период с плюсом. Наибольший прирост обеспечили отгрузки нефти – главного экспортного продукта РК. Выручка от поставок черного золота составила $21,9 млрд, это на 6,8% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. В абсолютных цифрах речь идет о дополнительных $1,4 млрд. 

Нефтяники нарастили экспорт за счет увеличения физических поставок до 36 млн тонн, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 1,5 млн тонн (+4,3%). Вместе с этим нефтедобыча (включая газовый конденсат) в стране сократилась до 44,6 млн тонн (–1,8%).

Из трех мегапроектов, от которых в первую очередь зависит уровень добычи, спад зафиксирован на Тенгизе (–3,7%) и Карачаганаке (–0,3%). Уменьшение добычи на Тенгизском месторождении, которое по итогам 2023-го обес­печило почти 1/3 всей нефтедобычи РК, вызвано капитальным ремонтом на объектах закачки сырого газа, произведенным в мае текущего года. Из производственного отчета КМГ по итогам первого полу­годия 2024-го следует, что «причинами незначительного сокращения добычи жидких углеводородов являются снижение поставок нестабильного конденсата на «Конденсат» и ограничение приема газа со стороны Оренбургского газоперерабатывающего завода».

Казахстанским нефтяникам благоволила рыночная конъюнктура. Вслед за удорожанием эталонной марки Brent (+5,2%) выросла экспортная цена на тонну казахстанской нефти – в среднем до $609 (+2,4%). 

Вторую позицию с заметным отставанием от лидера занимают поставки урана. Урановая экспортная выручка выросла до $1,8 млрд (+50,6% г/г). Официальные органы статистики – БНС АСПР РК и КГД МФ РК – не фиксируют в отчетном периоде сколько-нибудь существенного увеличения физических поставок. 

Рост выручки на $608,1 млн произошел за счет удорожания закиси-окиси урана. Средняя цена реализации по группе компаний «Казатомпром» в первом полугодии 2024-го составила $66,2 за фунт оксида урана, что на 41% больше в годовом выражении. Причем увеличение производства (до 10,9 тонны; +6%) сопровождалось снижением продаж по группе (до 7,8 тонны; –18%). Добавим, что квартальные объемы продаж могут меняться из года в год, поскольку они зависят от запроса клиентов и срока физической поставки.

В десятку ключевых экспортных продуктов РК традиционно входят два вида медной продукции. По итогам шести месяцев 2024-го на третьем месте расположились поставки катодной меди, четвертую позицию занял товар с меньшей добавленной стоимостью – медные руды и концентраты. 

Отгрузки катодной меди обеспечили стране $1,8 млрд (+33,8% г/г). Выручка от поставок медных руд и концентратов также увеличилась двузначными темпами, но чуть скромнее – на 13,3% (до $1,6 млрд).

Экспорт меди рос преимущественно из-за наращивания объема отгрузок, незначительный прирост обеспечила благоприятная рыночная конъюнктура. Согласно данным Всемирного банка, мировая цена за тонну меди в анализируемом периоде сложилась на уровне $9,1 тыс., или на 4,5% больше, чем годом ранее. Вслед за ростом мировых цен подорожала продукция из Казахстана: до $8,4 тыс. за тонну катодной меди (+1,8%) и до $1,7 тыс. за тонну медных руд и концентратов (+5,9%). 

В благоприятных ценовых условиях казахстанские производители меди заметно нарастили выпуск. Выплавка рафинированной меди выросла на дополнительные 32,7 тыс. тонн (+16,2%; до 234,5 тыс. тонн), одновременно с этим экспорт этого продукта увеличился на дополнительные 51 тыс. тонн (до 213,9 тыс. тонн). 

Выросла и добыча медной руды – на дополнительные 4,7 млн тонн (+6,4%; до 77,7 млн тонн). Производство медного концентрата, напротив, незначительно сократилось на 2,3 тыс. тонн (–0,8%; до 282,3 тыс. тонн). Положительные производственные результаты позволили увеличить физический объем экспорта медных руд и концентратов на 7%.

Неожиданно для Казахстана, где нет полноценной авиационной промышленности, на седьмое место в денежном выражении вышел экспорт самолетов и прочих летательных аппаратов с массой пустого снаряженного аппарата более 15 тыс. килограммов – речь идет о широко­фюзеляжных пассажирских самолетах. Экспортная выручка, составив $411,7 млн, увеличилась в 19 раз, что выводит поставки пассажирских самолетов на первое место по темпу прироста в топ-10. Из данных КГД МФ РК следует, что Казахстан отправил один самолет в Иорданию, два – в Турцию, семь – в Ирландию. 

На девятом месте поставки нелегированного цинка (содержащего по массе 99,99% или более цинка), в отчетном периоде выручка выросла на 5,8%, до $292,7 млн.

Четверка с минусом 

В топ-10 четыре позиции закрыли период с минусом. Фиксируется сокращение экспортной выручки по отгрузкам высоко­углеродистого феррохрома (–2%; до $894,8 млн), мягкой пшеницы (–49%; до $452,8 млн), прочих дистиллятов (–39%; до $392 млн) и необработанного серебра (–19,2%; до $284,9 млн). По абсолютным потерям выделяются отгрузки пшеницы мягких сортов и прочих дистиллятов. 

Снижение экспортной выручки по пшенице на $435,7 млн вызвано двумя причинами. Вслед за снижением цен на мировых рынках подешевела пшеница из Казахстана – на 19,4%. Объемы экспорта сократились на 36,7%: в 2023-м в Казахстане собрали худший урожай пшеницы за три года. К тому же засуха во время посевной, а также обильные осадки во время созревания зерна и уборочной кампании привели к тому, что зерновики получили порядка 5 млн тонн неклассной пшеницы, тем самым снизился экспортный потенциал по мягким сортам.

Выручка от поставок прочих дистиллятов сократилась на $250,2 млн из-за обвала поставок мазута, который до этого в среднем обеспечивал 85% от всех экспортных денег в этой номенклатуре товаров. Снижение было ожидаемым, поскольку сейчас в РК в приоритете выпуск битума. В отчетном периоде производство мазута упало на четверть, соответственно, объ­емы экспорта снизились почти на треть. Как результат, в категории «прочие дистилляты» наибольшее снижение зафиксировано по мазутам, экспортная выручка по которым просела на $197 млн (из $250,2 млн общих потерь по прочим дистиллятам). 

В итоге в первом полугодии 2024-го экспортная выручка по шести позициям из топ-10 увеличилась почти на $3,1 млрд, в то время как по четырем позициям зафиксированы потери на $771,9 млн. Учитывая, что совокупная экспортная выручка увеличилась на $814,5 млн, основные потери были сгенерированы номенклатурой товаров за пределами топ-10. 

Стремительные и не очень 

Kursiv Research в своих обзорах составляет топ-10 быстрорастущих экспортных позиций, чтобы дополнительно подсветить экономические процессы, происходящие в экономике РК. Поскольку группа быстрорастущих товаров может выступать вспомогательным индикатором, отображающим системные успехи или провалы в экспортной деятельности страны, также это помогает выявить будущих экспортных чемпионов.

Для выявления быстрорастущих статей экспорта берутся позиции с величиной более $25 млн в отчетном периоде, которые делятся на показатель предыдущего года. Отсечение в $25 млн производится, чтобы исключить из анализа возможные неустойчивые контракты. 

При рассмотрении десяти наиболее быстрорастущих статей всего товарного экспорта РК выделяется взрывной рост с практически нулевых значений по двум позициям. Экспорт N-ксилола в первом полугодии 2024-го составил $57,1 млн, в аналогичном периоде предыдущего года таких операций не было. Поставки прочего сахара (в твердом состоянии) за год выросли с $44 тыс. до $37,1 млн, увеличившись в 837 раз.

Отгрузки электрогенераторных установок (с поршневым ДВС с искровым зажиганием) увеличились с $2,2 млн до $49,6 млн, прирост в 22 раза. Как упоминалось выше, выручка от поставок самолетов и летательных аппаратов выросла в 19 раз. 

Остальные шесть быстрорастущих экспортных товаров РК по убыванию темпа прироста расположились в следующем порядке: прочие корма (+325%; до $94,5 млн), нитрат аммония (+268%; до $30,2 млн), тепловыделяющие элементы (+170%; до $139,3 млн), полипропилен (+127%; до $96,3 млн), свинцовые руды и концентраты (+94%; до $38,1 млн) и прочие фракции подсол­нечного и сафлорового масла (+81%; до $31 млн). 

По всей видимости, поставки электрогенераторов идут в рамках реэкспорта. Во-первых, основные игроки на этом рынке представляют страны со сложной экономикой: KOHLER-SDMO (США, Франция), Caterpillar (США), Cummins (США), Atlas Copco (Швеция), Aggreko (Великобритания), Doosan (Южная Корея). Экономика РК еще не накопила достаточных компетенций и знаний, чтобы выпускать сложную машиностроительную продукцию. Во-вторых, экспорт электрогенераторных установок из Казахстана впервые превысил сумму $1 млн в 2022 году, когда на российскую экономику были наложены дополнительные санкции, ограничивающие поставки туда высокотехнологичных продуктов из западных стран. Причем львиная доля казахстанского экспорта генераторов, выраженного в деньгах, продолжает идти в российском направлении. 

Пассажирские самолеты не первый раз оказываются в топ-10 быстрорастущих экспортных товаров РК. Это обусловлено запутанными схемами авиационного лизинга, когда лизингополучатели нередко регистрируют технику в другой юрисдикции, чтобы оптимизировать налоги или упросить техническое обслуживание. Согласно промежуточной финансовой отчетности Air Astana за первое полугодие 2024-го, в течение этого периода в рамках операционной аренды были поставлены семь самолетов, еще один был поставлен повторно, также была продлена аренда трех воздушных бортов. 

В январе 2024 года депутаты фракции «Ак жол» обратились к премьер-министру РК с запросом, в котором обеспокоились тем, почему воздушные суда, принадлежащие авиакомпании Air Astana, приписаны не в Казахстане, а в Ирландии. Депутаты не исключили, что причина этого, возможно, кроется в налоговой оптимизации. Авиакомпания Air Astana ответила, что ирландская юрисдикция обеспечивает соответствие основным этапам лицензирования, обеспечения летной годности и сертификации летного состава по европейским стандартам, что нахождение воздушных судов в реестре западных стран позволяет получать преимущества по нивелированию санкционных рисков, обеспечивая стабильность в получении своевременного техобслуживания и запчастей. Национальный перевозчик подчеркнул, что регистрация самолетов за пределами Казахстана не имеет финансовой или налоговой подоплеки.

Бурный рост других позиций в топ-10 быстрорастущих экспортных товаров РК выглядит органическим. По характеру роста выделяют несколько условных групп. В первой рост случился из-за эффекта низкой базы: поставки N-ксилола, нитрата аммония и прочих фракций подсолнечного и сафлорового масла показали динамичный рост на фоне плохих результатов в 2023 году, и сейчас они возвращаются к прежнему уровню. Несколько иной характер роста экспорта прочего сахара (в твердом состоянии) и свинцовых руд: минимальные объемы фиксировались дольше одного года и после нескольких лет плавного сокращения наблюдается позитивный тренд. 

Во второй группе – прочие корма и полипропилен, рост экспортной выручки по ним сопровождался расширением внутреннего производства. Из годового отчета КМГ за 2023 год: «Освоен выпуск шести марок полипропилена на газохимическом комплексе KPI, запущенном в конце 2022 года». В отчетном периоде зафиксировано увеличение выпуска кормовой муки (+27,7%) и готовых кормов для животных (+17,4%). В третьей группе относительно новая для казахстанской экономики продукция – напомним, в 2022 году было запущено производство тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов). 

Европе – нефть, Востоку – остальное 

Kursiv Research определил четыре ключевых направления для анализа продуктовой структуры экспорта: ЕС-27, страны ЕАЭС и Центральной Азии, а также Китай. 

Наименее сложная ситуа­ция с Евросоюзом, поскольку львиную долю казахстанского экспорта в этом направлении составляют сырая нефть, газ и нефтепродукты. Увеличение добычи углеводородов или удорожание нефти приводят к росту экспортной выручки, и наоборот.

В первом полугодии 2024-го экспорт в ЕС-27 вырос до $18,5 млрд (+21,9%), из которых на долю сырой нефти приходится 90,6%. В отчетном периоде страны еврозоны увеличили объем закупок черного золота на 4,9 млн тонн. Это вкупе с незначительным удорожанием нефти из РК в европейском направлении (+2,9%) позволило заработать на $3,4 млрд больше, чем в первом полугодии 2023-го. Италия, нарастив импорт на дополнительные 3,5 млн тонн нефти, обеспечила основной прирост физических поставок казахстанского сырья в страны ЕС-27.

Экспорт товаров в КНР вырос до $7,3 млрд, прибавив 16,6%. Этот прирост был обеспечен преимущественно за счет возросших поставок медных руд и концентратов (+18,1%; до $1,5 млрд), катодов из рафинированной меди (+50,3%; до $1,3 млрд), урана (+59,8%; до $672,6 млн), высокоуглеродистого феррохрома (+66,7%; до $548,1 млн), прочих руд и концентратов драгоценных металлов (+26,3%; до $154,4 млн), ТВЭЛов (+169,7%; до $139,3 млн), нелегированного цинка, содержащего по массе 99,99% или более цинка (+85,2%; до $131,5 млн), и неагломерированных железных руд и концентратов (+61,7%; до $121,2 млн). Сократилась выручка по двум позициям из топ-10: сырая нефть (–18,2%; до $1,4 млрд) и природный газ (–35%; до $273,3 млн). 

Если рассматривать структуру наиболее быстрорастущих экспортных продуктов (по отдельным направлениям, сумма отсечения составляет $10 млн) в китайском направлении, то выделяется рост поставок N-ксилола, нелегированного алюминия и глинозема с практически нулевых значений в аналогичном периоде прошлого года.

Наблюдается снижение экспорта в три из четырех стран ЕАЭС: поставки в РФ сократились на 19,8% (до $4,3 млрд), в Беларусь – на 28,1% (до $67,4 млн), в Армению – на 19,9% (до $8,4 млн). Отгрузки в Кыргыз­стан выросли на 2,9% (до $535,1 млн).

Россия, на которую приходится 88% экспорта в ЕАЭС, сократила поставки из Казахстана по четырем позициям из топ-10: холоднокатаный плоский прокат толщиной более 3 мм (–2%; до $102,6 млн), медные руды и концентраты (–1,5%; до $86,5 млн), неагломерированные железные руды и концентраты (–24,4%; до $79 млн), а также необработанное золото (–13,8%; до $74 млн).

Соответственно, в плюсе шесть позиций: уран (+21,3%; до $855,4 млн), оксид алюминия (+18,4%; до $166,6 млн), горячекатаный плоский прокат толщиной более 10 мм (+16,8%; до $166,1 млн), оцинкованный плоский прокат (+16,6%; до $132,7 млн), агломерированные железные руды и концентраты (+218%; до $127,5 млн) и нелегированный цинк, содержащий по массе 99,99% или более (+344%; до $86,4 млн). 

Совокупные потери в российском направлении составили почти $1,1 млрд, из которых только $40,9 млн сгенерировали товары из топ-10. Если учесть, что в российском направлении самая низкая товарная концент­рация по сравнению с другими ключевыми торговыми парт­нерами (в отчетном периоде на топ-10 пришлось 43,8%), то основные потери пришлись на товары за пределами десятки.

В списке быстрорастущих товаров по российскому направлению выделяются поставки уже упоминавшихся электрогенераторов, а также самосвалов (+1726%) и бульдозеров (+1506%). Активные темпы прироста отмечаются и в поставках нелегированного цинка, содержащего по массе 99,99% и более цинка (+344%), а также обрабатывающих центров (станки фрезерные и вихрефрезерной обработки; +298%). 

Экспорт в Центральную Азию в первом полугодии 2024-го сократился на 10% (до $2,4 млрд). Спад связан с охлаждением торговли с Узбекистаном, на долю которого приходится 53,1% торговли со странами этого региона. Отгрузки в узбекском направлении упали на 31,3% (до $1,3 млрд), в туркменском – на 4,5% (до $136,7 млн). Кыргызстан и Таджикистан, напротив, увеличили импорт из РК – на 1,5% (до $535 млн) и на 7,3% (до $460 млн) соответственно. 

В структуре поставок основному торговому партнеру в ЦА – Узбекистану – главные десять продуктов занимают 48%. Спад наблюдается по четырем позициям, причем в первом полугодии 2024-го продолжилось сокращение экспорта прочей пшеницы мягких сортов, многолетнего лидера в южном направлении. В отчетном периоде поставки этого продукта сжались на 44,4% (до $254,8 млн). Сократились также отгрузки муки (–14,1%; до $67,7 млн), стальной заготовки прямо­угольного (включая квадратное) поперечного сечения (–11%; до $51,7 млн) и медных руд и концентратов (–46%; до $43 млн). 

Одновременно с этим увеличились поставки сырого подсол­нечного и сафлорового масла (+15,6%; до $47,5 млн), минеральной и газированной воды (+78,3%; до $33,9 млн), прочих дистиллятов (+201,3%; до $32,6 млн), горячекатаного плоского проката толщиной менее 3 мм (+41,8%; до $27,9 млн) и стальной заготовки прямоугольного (кроме квадратного) поперечного сечения (+4%; до $26,5 млн). 

Среди самых быстрорастущих (с объемом поставок свыше $10 млн в отчетном периоде) выделяются два вида продукции. Поставки прочего сахара в твердом состоянии в стоимостном выражении выросли в 716 раз, что позволило занять восьмое место в топ-10 ключевых товаров в узбекском направлении (почти $30 млн). Активный рост также зафиксирован по поставкам картофеля (+167%; до $18,1 млн).

Читайте также