Возрождение зеленых инвестиций: что купить в расчете на рост
Citi спрогнозировал, что после снижения ставки ФРС на рынке наступит эра зеленых акций – компаний, которые работают в сфере экологически чистых технологий. Инвесторы последние два года обходили вниманием этот сектор, а если взять шире – маркировка ESG стала для многих раздражающим фактором. Как теперь инвесторам выбирать зеленые проекты?
На чем основаны позитивные прогнозы
Зеленые акции (иногда их называют green chip) выпускают компании, которые работают на проектами, способствующими улучшению окружающей среды. Например, те, кто производит солнечные панели или строит ветряные электростанции. Обычно они ассоциируются с отраслями альтернативной и возобновляемой энергетики, переработки отходов или органическим сельским хозяйством.
2022 и 2023 годы – после того, как ФРС США и ЕЦБ начали повышать ставки, – были тяжелыми для многих проектов в сфере зеленых технологий. Еще в октябре прошлого года Международное энергетическое агентство предупреждало, что высокие ставки увеличивают стоимость строительства абсолютно всех проектов в области чистой энергетики. Многие стартапы в сфере климатических технологий, получившие крупные инвестиции в 2022 году, избежали банкротства потому, что их инвесторы предупреждали о необходимости экономить деньги в преддверии наступления трудных времен, сказал Huffington Post основатель венчурной компании SOSV Шон О’Салливан.
Но сейчас рынок вновь вступает в новую эру зеленых инвестиций — с началом цикла смягчения денежно-кредитной политики ФРС могут улучшиться перспективы проектов в области чистой энергетики, утверждает аналитик Citi Дрю Петтит.
Зеленые проекты более чувствительны к повышению ставок. К примеру, по оценке Wood Mackenzie, в США рост ставки на 2% увеличивает стоимость электроэнергии из возобновляемых источников на 20%, а из традиционных – на 11%. Напротив, когда ставка ФРС снижается, вместе с ней снижается и стоимость заемных средств. Это может сделать green chips более привлекательными. «В долгосрочной перспективе мы увидим фундаментальный поворот в этих акциях, где рост должен снова ускориться и превзойти темпы роста более широкого рынка», — уверен Петтит.
По словам О’Салливана, благодаря снижению ставки ФРС компании «начнут возвращаться к бизнес-планам, которые еще вчера было невозможно профинансировать».
Кроме того, инвесторы не исключают, что если на выборах США победит Камала Харрис, это станет дополнительным стимулом для роста акций зеленой энергетики. Считается, что она продолжит политику администрации Джо Байдена по поддержке зеленых технологий. На следующий день после ее дебатов с Дональдом Трампом акции зеленых энергетических компаний стали лидерами роста индекса S&P 500. К примеру, бумаги First Solar взлетели на 15,2%.
На кого ставить?
Свежее исследование американского провайдера инвестиционных данных Morningstar, который опросил более 1 000 человек, включая владельцев активов, управляющих венчурным и частным капиталом, а также представителей family-офисов, показало, что 64% респондентов учитывают экологические, социальные и управленческие факторы в процессе управления деньгами. Из них больше половины (59%) назвали приоритетными для инвестиций сферы энергетики, далее по популярности идут климатические инвестиции, cфера здоровья, водные ресурсы и сфера отходов. То есть из топ-пяти четыре пункта связаны с зелеными инвестициями.
По словам О’Салливана, инвесторы больше не ищут компании с потенциалом захвата рынков и вытеснения целых отраслей. Венчурные капиталисты видят наибольший потенциал в специализированных компаниях, которые могут занять небольшую, но важную нишу в цепочке поставок чистой энергии. «Рынки батарей и других новых технологий производства энергии настолько велики, что даже компания с доходом в десятки или сотни миллионов долларов теперь привлекательна. Раньше все думали, что нужно быть следующим Exxon и иметь доход в $10 миллиардов», — сказал он.
Аналитики Citi (их цитирует Seeking Alpha) пишут, что в сфере зеленых инвестиций они сейчас обращают внимание на три показателя – компания должна генерировать денежный поток, у нее должен быть план по выходу на прибыльный уровень для привлечения инвесторов, а также область, где объем продаж и/или EBITDA могут вырасти и ускориться в период до конца 2026 года.
В списке рекомендаций зеленых компаний Citi, к примеру, есть Albemarle, компания по добыче лития, основного компонента для производства литий-ионных батарей. На нее же, к примеру, предлагает обратить внимание и Morningstar. Консенсус цены ее бумаг от аналитиков, по данным MarketWatch, $106. В пятницу 4 октября ее бумаги закончили торги по $102.
Кен Лодан, управляющий портфелем фонда Buffalo Blue Chip Growth Fund, считает, что благодаря снижению ставок в выигрыше окажутся акции роста в секторах, связанных с электроэнергетикой и искусственным интеллектом. Он оптимистично настроен по отношению к компании Eaton, производящей электрические компоненты, и к производителю лопастей для ветряных турбин GE Vernova. Аналитик Citi Эндрю Капловиц в сентябре начал покрытие акций Eaton с рейтингом «Покупать» и целевой ценой $348. Итог торгов 4 октября для нее — $333,1 за бумагу.
MarketWatch пишет, что в проектах зеленой энергетики инвесторам стоит делать ставку на компании, поставляющие энергию с атомных станций. Дата-центры и ИИ-проекты требуют стабильных источников энергии, а поскольку у большинства компаний ИТ-сектора есть цели по сокращению выбросов углерода, атомная энергетика «идеально им подходит», считает Джонатан Хинзе, президент информационно-аналитической компании UxC. По его словам, представители ИТ-компаний заявили ему, что возобновляемые источники энергии не способны обеспечить непрерывность поставок, поэтому многие рассматривают возможность покупки «мощностей как у существующих, так и у будущих атомных электростанций».
Коэффициент мощности атомных электростанций составляет 92,5%, они работают 24 часа в сутки, 365 дней в году, говорит Джон Чампалья, гендиректор компании Sprott Asset Management. Для сравнения, коэффициент мощности солнечной энергии – около 25 %: «Это не подходит для центров обработки данных, если у вас нет аккумуляторных батарей или газовых электростанций для резервного производства энергии».
MarketWatch в качестве примеров «подходящих» энергетических компаний США называют Vistra Corp. и Constellation Energy Corp. Акции Vistra за последние три месяца выросли более чем на 50%, бумаги Constellation Energy – почти на 36%.
Термин, который лучше не упоминать
Если посмотреть на вопрос шире, то выяснится, что в целом управляющие и инвесторы изменили свое отношение к так называемым «устойчивым» инвестициям, или ESG. Их частью являются и зеленые компании.
Согласно тому же исследованию Morningstar, среди тех управляющих и владельцев капиталов, кто не применяет ESG, почти две трети (64%) сообщили, что не делают это потому, что считают его «беспочвенным проявлением добродетели». Второй по популярности (36%) причиной отказа стало утверждение, что применение ESG нарушит их фидуциарные обязательства перед клиентами. Иными словами, пишут авторы исследования, они полагают, что применение принципов устойчивого развития в инвестициях подразумевает доходность ниже рыночной. Тот же опрос показывает, что больше половины тех, кто учитывает фактор «устойчивости» в инвестициях, ставят рыночную доходность основной целью при оценке того или иного объекта инвестиций.
Еще один интересный вывод исследования в том, что многие респонденты предлагают отказаться от термина ESG, так как он в последние годы был дискредитирован. Один из европейских респондентов заявил, что он даже рекомендует отказаться от термина и переименовать его в «ответственное инвестирование».
Потеря доверия инвесторов возникла, справедливости ради, не на пустом месте. Его возможному восстановлению даже посвятили свою работу исследователи из Манчестерского университета, Университета Сассекса и Университета По и Пэи-де-л’Адур. Они написали, что в последние годы появилась «значительная» негативная реакция на ESG в целом, и сделали вывод, что дело не в самих «устойчивых» принципах, а в принятии решений в компаниях.
Cогласно данным Национального бюро экономических исследований, только 2% средств, привлеченных с помощью зеленых облигаций в США, выпущенных с 2013 по 2022 годы, использовались по назначению. Зеленые бонды изначально выпускались для финансирования экологических проектов, ставка по ним была ниже. Инвесторы как бы совершали благое дело и соглашались на такой дисконт. Но выяснилось, что примерно 30% средств от корпоративных зеленых облигаций шли на рефинансирование обычных долгов компаний. Во многих случаях они направлялись на расширение существующих проектов или на новые разработки, схожие с предыдущими.
По данным Bloomberg Intelligence, за первые восемь месяцев 2024 года объем выпуска зеленых бондов в странах обоих американских континентов составил около $79,7 млрд, что на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но такие бумаги становятся объектом все большего внимания со стороны регуляторов, а среди инвесторов растет скептицизм по поводу этих инструментов.
Еще в 2023 году аналитики Goldman Sachs написали, что эйфория по поводу зеленых облигаций прошла, и высококлассным заемщикам в США и Европе уже не стоит рассчитывать на дисконт при выпуске таких бондов.