Бахтияр Адамжан и Мейрамбек Назаркожаев — два популярных казахстанских артиста балета. Один солирует в «Астана Опера», другой — в Датском Королевском театре . Kursiv LifeStyle поговорим о разнице в работе балетных трупп в Казахстане и Дании.
Мейрамбек Назаркожаев уже шестой год работает артистом Королевского театра Дании, который является третьим старейшим театром Европы. Попасть в их труппу — не простая задача. Из ста претендентов артистами театра становятся один-два человека.
«После выпуска я поставил перед собой цель поработать в больших театрах мира, чтобы иметь возможность сотрудничать с ведущими хореографами нашего времени. Я хочу накопить этот опыт и, конечно, вернуться в Казахстан, чтобы поделиться этими знаниями. В наши театры, редко приезжают мировые хореографы и балетмейстеры, поэтому здесь нет возможности набраться этого опыта», — рассказал он.
По мнению Назаркожаева, в казахстанских театрах балета танцорам сложно развиваться из-за однообразного репертуара и постоянного переключения с одного спектакля на другой.
«Хочется чтобы казахстанская публика смогла увидеть большие, красивые, объемные балеты. Чтобы репертуар каждый раз обновлялся. Например, в Королевском театре Дании мы каждый год танцуем десять разных балетов. Если в этом году ставим какой-то спектакль, то в следующем году его не повторяем. То есть Лебединое озеро мы танцуем один раз в четыре года. Если мы делаем один спектакль, то он и будет идти в течение месяца. Только после этого мы переключаемся на другой спектакль. Это делается для того, чтобы не было сложно артисту переключаться с одного балета на репетицию другого», — отметил Мейрамбек.
Солист театра «Астана Опера» Бахтияр Адамжан не во всем согласен с коллегой. Заслуженный деятель республики считает, что столичные танцовщики ничуть не хуже европейских, а может даже и лучше.
«У нас собрали очень сильную труппу. Если показать наш уровень балета зарубежом, то мы ни чуть не хуже того же Датского театра, если не лучше. У нас репертуар лучше. Мы ничем не уступаем Большому театру. Мы спокойно можем тягаться с Ла Скалой. Возможно даже мы и лучше их в исполнении, в харизме. Нам нужно это ценить», — сказал Адамжан.
По его словам, одна из главных проблем казахстанского балета — социальный пакет. Артисты сталкиваются с проблемами пенсионной системы.
«Это больной вопрос. У нас оказывается в правительстве есть люди, которые в 63 года могут «танцевать балет и выглядеть шикарно». Пока такие люди есть, у нас с пенсией будут проблемы. Недавно вроде как внесли изменения, что после 20-летнего стажа сохраняют 60% последнего оклада. К сожалению, многие артисты уходят в другие сферы из-за этих проблем. Много тех, кто ломается и спивается. Не у всех все радужно. Каждый пытается ухватиться за что может. Я думаю, что для нас можно было бы сделать какие-то условия, какую-то подушку. Потому что мы всю жизнь посвящаем эту. С десяти лет отдаем всего себя», — поделился солист театра «Астана Опера».
Мейрамбек Назаркожаев отмечает, что в Дании артисты балета более защищены чем в Казахстане. Особую роль в этом играет сильный профсоюз.
«У нас хороший профсоюз. Танцоры защищены. У нас имеется пожизненный контракт с труппой. Это один из немногих театров, где артисту его предлагают. Мы можем уверенно находиться здесь до пенсии. Во многих театрах мира как бывает: директор поменялся и половину труппы уволил. В Дании такого нет», — рассказал он.
Кроме социального пакета, Бахтияр Адамжан также пожаловался на отсутствие поддержки и внимания со стороны казахстанских чиновников и функционеров, которые гораздо больше внимания уделяют не искусству, а спорту.
«Мне обидно, что нам не уделяют нужного внимания. Мы съездили в Словению, показали балет «Спартак». И что вы думаете, они следующим летом хотят снова нас видеть на своей сцене. Покажем еще три балета. Они без ума от нас. Зрители минут двадцать стоя хлопали. Хотя мы и не балетная страна, нам есть чем гордиться. В это нужно вкладываться, развивать. Балет нужно рассматривать как инструмент внешней политики», — сказал Адамжан.
Казахстанская балетная школа — уникальное явление для Азии. Профессионально им начали заниматься всего 90 лет назад. За это время отечественный балет достиг высокого уровня, он сочетает в себя традиции и современные подходы. Во времена СССР Алматиснкое хореографическое училище котировалось как четвертое в Союзе после Московского, Ленинградского и Пермского.
Каждый артист балета — это штучный экземпляр. Казахская национальная академия хореографии в Астане и Хореографическое училище им. А. Селезнева в Алматы, готовят артистов, которые делают известным Казахстан в разных странах мира.