Почему вторая часть «Дюны» собрала меньше обычной казахской комедии: самое интересное на Eurasian Film Market

Опубликовано 19 октября 2024 13:05

Галия Байжанова

Галия Байжанова

В Алматы прошел второй международный кинорынок Eurasian Film Market. Участники мероприятия, а это около 500 кинодеятелей из Казахстана, Франции, Турции, Германии, России, а также других стран ближнего и дальнего зарубежья, обменивались опытом и созданным контентом. А еще делились новыми данными и трендами, среди последних — интерес к национальному кино. 

eurasianfilmmarket.com

Программа мероприятия состояла из двух программ. Первая — профессиональная, она была рассчитана на производителей киноконтента и его покупателей, среди которых: дистрибьюторские компании, сэйлз-агенты, киносети, независимые стриминговые платформы, цифровое ТВ, а также иностранные организации, занимающиеся продвижением национального киноконтента. Вторая часть Eurasian Film Market предназначалась зрителям. Сначала расскажем о ней. 

Новое французское кино и дань памяти Алену Делону

В этом году Eurasian Film Market объединил усилия с посольством Франции в РК и компанией по продвижению французского кино и культуры Unifrance, и провел в Алматы ежегодный фестиваль французского кино. Всем желающим показали 5 новых картин, которых еще не было в прокате. Фильмом-открытия стало драмеди «Безумные съемки» Седрика Кана. Приятным обстоятельством стал визит в Алматы молодого актера Стефана Крепо, сыгравшего в этом фильме молодого парня — работника пиццерии, желающего стать режиссером. После показа состоялась Q&A-сессия с гостем, где казахстанцы узнали, что мсье Крепо в детстве увлекался советскими фильмами и мультфильмами, и смотрел все: от «Броненосца Потемкина» до «Ну, погоди!». 

Актер много шутил и рассказывал о сотрудничестве с Седриком Каном — по сюжету знаменитый французский режиссер снимает кино о рабочей забастовке, по задумке это должна была быть производственная драма. Но в первый же день на площадку приезжают продюсеры и приказывают команде переделать финал — они требуют хеппи-энд, иначе они сворачивают бюджет. Режиссер не сдается, скандал неминуем, а за всем этим следит молодой статист (Стефан Крепо), которому доверили снимать бекстэйдж. Работа хоть сложная и малооплачиваемая, но парень счастлив как никогда, ведь теперь он на два сантиметра ближе к своей мечте. 

Это легкое, ироничное и в меру грустное кино очень понравилось нашим зрителям. Впрочем, как и все другие показанные картины: coming-of-age история «Хороший мальчик» Ноэ Дэбре; мелодрама из программы Берлинского кинофестиваля «Черный чай» Абдеррахмана Сиссако; и две ленты, участвовавшие в этом году на Каннском кинофестивале: это красивейшая анимационная картина Мишеля Хазанавичуса «Самый ценный груз» и трогательное, доброе кино «Собачье дело» Летиции Дош. Оно о юристке, вызвавшейся защищать права пса, которого отправили на усыпление за плохое поведение. Кроме того, были показаны два фильма в честь ушедшего в этом году легендарного французского актера Алена Делона («Курсив» писал о его лучших лентах). Культового «Самурая» и ленту «На ярком солнце» зрители посмотрели в компании кинокритика Олега Борецкого

Новости кинорынка: в Казахстане открылась новая  платформа, а интерес к национальному контенту растет по всему миру 

В профессиональной программе были панельные дискуссии и выступления отдельных спикеров, рассказывающих о состоянии индустрии в своей стране. Интересным был доклад генерального директора крупнейшего в Центральной Азии сервиса онлайн-продажи билетов Freedom Ticketon Виктории Торгунаковой, которая рассказала о наметившихся тенденциях на примере 2023 года (2024-ый еще не закончился и рано его анализировать). По ее словам, в 2023 году наблюдался рост количества кинотеатров, по итогам прошлого года их стало 113, это на 8 больше, чем в 2022 году. 

Интересно, что в 2023 году в Казахстане было проведено 985,4 тысячи киносеансов, из них 63% (614 тыс.) — это зарубежное кино, 31% (302 тыс.) — национальные фильмы, а 6% киносеансов (53 тыс.) пришлись на ленты совместного производства. Сейчас доля национального кино достигает 32%. Всего в 2023-м в Казахстане было создано рекордное количество картин — 387 фильмов, 97 из которых – полнометражные. Тем не менее, доковидный рекорд 2019 года, когда было создано еще больше картин, чем в 2023-м, так и не был побит.

В 2023 году киносеансы в целом посетил 21 миллион человек, из них 35% (7,11 млн. чел) это алматинцы и 21% (4,35 млн.чел) – жители столицы. Чаще всего мы смотрим фильмы производства США, Казахстана, России, а также Великобритании и Франции. Интересно, что казахстанские фильмы зрители посещают ничуть не меньше, чем голливудские: так, картины, произведенные в США посетило 7,2 млн чел, а билеты на наши ленты купили совсем немногим меньше — 6,79 млн. чел. 

«Дюна 2» собрала меньше «Жездух»

Не смотря на интерес к местному кино, в первой пятерке лидеров 2024 года всего одна казахстанская лента, и то на последней пятой позиции. После «Головоломки 2», «Дэдпула и Росомахи», «Кунг-фу панды 4» и мусульманской сказки кыргызского производства «Пейiш» числится наш «Брат или брак 3». Зато забавно, что потрясающей красоты «Дюна 2» стоит по сборам между не самыми образцовыми комедиями: «Жездухи» и «Хотя бы кинода 3». А вот в 2023 году однозначным лидером была казахская комедия «Таптымау-сенi», она даже обогнала голливудских монстров: «Аватар: путь воды», «Барби» и «Оппенгеймера»

Но интерес ко всему национальному наблюдается не только в Казахстане, по словам спикеров из других стран у них то же самое. Так, по мнению китайского продюсера Сюаня (Димы) Лю, представляющего кинокомпанию Beijing Xina Culture Media Co& Ltd, в Поднебесной наблюдается аналогичная тенденция. При этом, надо понимать, что китайский кинорынок один из крупнейших в мире, там больше 86 тысяч экранов и не меньше 14 тысяч кинотеатров, а общий бокс-офис у них составляет 60 млрд юаней, это примерно $8 млрд. Причем, примерно 80-85% — это китайское кино. Помимо кинотеатров, у них работают несколько стриминговых платформ, перечислим некоторые из них: это  iQiyi, Youku и Tencent Video, которые контролируются «большой тройкой» интернет-компаний: Baidu, Alibaba и Tencent. 

Выйти на кинорынок Поднебесной — мечта любого продюсера, но это совсем не просто, во-первых там существует цензура, которая отсеивает все, что не вписывается в китайскую государственную идеологию, во-вторых, преференции отдаются локальным компаниям, поэтому если вы хотите работать в этой стране, непременно нужно иметь своего партнера в Китае. При этом, прибыль с китайского проката, подавляющая часть компаний предпочтет оставить себе. В рамках Eurasian Film Market обсуждались самые разные вопросы: от возможной копродукции и финансирования проектов из Казахстана до механизмов продвижения киноконтента и креативного потенциала Центральной Азии, обо всем не расскажешь. Завершим свой текст презентацией группы компаний UNI-Q, о которой рассказала  СЕО этого медиа-конгломерата Анара Жунусова.

eurasianfilmmarket.com

Презентация нового казахстанского стриминга от Uni-Q Group

Uni-Q Group — это перспективная компания, в которую в течение трех лет планируется инвестировать более 50 млрд тенге ($100 млн.). Сегодня она состоит из нескольких проектов: это онлайн-кинотеатр Unico Play (будет запущен в начале 2025 года), продюсерский центр Unico Studio, создающий фильмы и сериалы преимущественно на казахском языке, а также дистрибьюторская компания Unico Rights. Инициаторы проекта ставят перед собой амбициозные задачи — к концу 2026 года Unico Play собирается привлечь 1 млн активных пользователей, а продюсерский центр компании намерен выпускать до четырех кинофильмов в год с кассовыми сборами свыше 1 млрд тенге каждый. Особенно им интересны проекты, рассказывающие о женщинах.

Помимо создания качественных фильмов и сериалов, компания хочет заниматься дистрибуцией и профессиональным дубляжом иностранного кино на казахский язык. К слову, платформа открыта для сотрудничества с продюсерами и креативными группами Узбекистана, Кыргызстана, а в перспективе и других стран Центральной Азии и СНГ. 

Читайте также