Новый криминальный байопик знаменитого шоураннера Райана Мерфи, вышедший недавно на Netflix, оказался одним из самых неприятных шоу, в котором смакуют все детали преступлений — там все: от убийств и домашнего насилия до педофилии и инцестов. «Курсив» пытается разобраться как такое оказалось в тренде.
Весной этого года на Netflix выходил шокирующий сериал «Олененок», о котором «Курсив» писал подробно. Шоу с милым нэймингом, похожим на название детской картины, на самом деле оказался публичным сеансом самой хардкорной психотерапии, в котором вы вообще-то не собирались участвовать, но вам пришлось, ведь вы купились на информационную шумиху вокруг этого сериала и начали смотреть это кино. Изначально вы ничего не подозреваете — вам продают комедийную историю об одной возрастной сталкерше, которая преследует молодого парня, а очень скоро выясняется, что ничего смешного там нет, напротив вместо легкого развлечения на выходные вас ждет душераздирающий каминг-аут, в котором полно не только харассмента, но и самого жестокого насилия. Так вот, сериал «Монстры: История братьев Менендес» как раз из этой категории. Смотреть его неприятно, узнавать все подробности дела травмирующе. «Ощущение после просмотра, будто в душу нагадили», — говорят особо впечатлительные зрители.
Впрочем, Райан Мерфи честнее, все знают что он работает методом шока и в курсе какую кровавую баню он любит устроить — это и его цикл «Американская история ужасов», и «Американская история преступлений», и вся его криминальная антология, посвященная «монстрам». Ее первый сезон посвящался маньяку Джеффри Дамеру, о котором «Курсив» писал. Второй (тот, о котором идет сейчас речь) рассказывает об Эрике и Лайле Менендесах, которые в 1989 году убили своих родителей. А третья часть (она сейчас в подготовительном периоде) будет отдана на откуп серийному убийце, некрофилу Эду Гейну, которого еще называют мясником из Плейнфилда. Его сыграет Чарли Ханнэм («Джентльмены» Гая Ричи).
О чем сериал «Монстры: История братьев Менендес»
Девятисерийное шоу рассказывает о известном в Америке уголовном деле: в начале 90-х сыновья известного американского бизнесмена и продюсера кубинского происхождения Хосе Менендеса — 25-летний Лайл (Николай Александр Чавес) и 22-летний Эрик (Купер Кох) жестоко расправились со своими родителями. Они расстреляли несчастных, когда те сидели вечером сидели у телевизора и ели мороженое. Дело вызвало большой резонанс, ведь убийство было совершено с особой жестокостью — парни стреляли картечью в упор и сделали не меньше 10 выстрелов каждого из родителей.
К тому же после смерти дети особо не горевали и начали тратить деньги отца с каким-то особым остервенением. А ведь их папа, на момент смерти, возглавлявший компанию, занимавшуюся видеодистрибьюцией LIVE Entertainment (именно они выпускали «Рэмбо») заработал все свое состояние собственным трудом. Хосе Менендес (Хавьер Бардем) приехал покорять США из Кубы в возрасте 16 лет. По началу он, как и все работал в сервисе — мыл посуду в ресторане и трудился на доставке, но у него была мечта, поэтому он прилежно учился, работал и всегда во всем был лучшим. Вскоре он встретил красавицу Китти (Хлоя Севиньи), которая ему родила двух сыновей. Старшего Лайла они видели студентом престижного Принстона, а младшего — Эрика знаменитым теннисистом.
Но что пошло не так? Почему его дети так поступили с ним и даже с собственной матерью? И участвовала ли в этом мафия? Известно, что во время следствия Лайл пытался «перевести все стрелки» на дистрибьютора порнофильмов Ноэля Блума, связанного с криминальной семьей Бонанно, с которым у Хосе была неприязнь. На все эти вопросы авторы сериала и пытались ответить. Надо сказать, что получилось у них максимально шокирующе.
Почему сериалы с подробным описанием убийств теперь в моде?
О том, что в Америке (впрочем, как и везде) преступники становятся настоящими звездами ни для кого не секрет и братья Менендес — не исключение. Парням грозила смертная казнь в газовой камере, пока за дело не взялась знаменитая юристка Лесли Абрамсон (Ариэль Грейнор). Ей удалось не все, но она им выбила пожизненное заключение, правда, без права обжалования. Сейчас оба брата сидят в тюрьме уже как 35 лет (причем, тюрьмы у них разные), за это время они стали криминальными селебрити и даже успели жениться на своих поклонницах — женщинах по переписке. Причем, большинство американцев считают их несправедливо осужденными жертвами. В последние годы подробности этого дела активно муссируют в соцсетях, TikTok даже захлестнул настоящий поток роликов, где подростки требовали пересмотра дела и освобождения братьев. Более того, на днях NBC опубликовали колонку Ким Кардашьян, которая в рамках своего проекта тюремной реформы, встретилась с обоими братьями. Она считает, что это «добрые, умные и честные люди» и призывает пересмотреть их приговор.
Разумеется, Netflix вместе с Райаном Мерфи подхватил эту тему. Но зачем понадобилось подробное описание насилия? Если в истории про Джеффри Дамера у маньяка каждый раз было новое дело, а соотвественно тело, то здесь удивлять нечем. Поэтому приходится шокировать не кровавыми подробностями, а устраивать настоящее психологическое насилие над зрителем. Повторяющиеся допросы, бесконечные флешбэки в травмирующее детство вызывают тошноту и чувство омерзения. Тем более, здесь нет попытки докопаться до истины, это всего лишь развлечение. К тому же, после критики первого сезона «Монстров» и жалоб родственников жертв, погибших от рук Дамера, авторы антологии решили не оправдывать своих героев. Те вызывают чувство жалости, но не симпатии. Сами братья заявили, что многое из показанного в сериале — ложь. Но будут ли такие сериалы пользоваться популярностью? Обязательно. Во всяком случае, рейтинги у этого шоу зашкаливают, получается, осуждаем, плюемся, но смотрим.