Президент расставил новые акценты
Особое внимание в речи Президента было уделено развитию МСБ, вхождению республики в топ-50 развитых стран и повышению производительности труда.
«К 2020 году Казахстан должен войти в число 50 ведущих стран мира с самым благоприятным бизнес-климатом», – заявил президент Республики Казахстана Нурсултан Назарбаев, обращаясь к народу с ежегодным Посланием в пятницу. Как он отметил, войти в 30 стран для Казахстана абсолютно возможно. Также глава правительства дал задание повысить долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 40 % к концу текущего года.
Для решения поставленных задач правительству было поручено сократить операционные издержки бизнеса, связанные с регистрацией и ведением бизнеса, на 30 % в 2011 году; и еще на 30 % в 2012, а также разработать программу по развитию предпринимательства «Дорожная карта бизнеса – 2020». Целью этой программы является создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего малого и среднего бизнеса. Использование средств в рамках программы должно осуществляться по следующим направлениям: субсидирование процентной ставки по кредитам, частичное гарантирование кредитов МСБ, сервисная поддержка ведения бизнеса, переподготовка кадров, повышение квалификации. Как подчеркнул Нурсултан Назарбаев, «мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации. Именно предприниматели являются движущей силой в модернизации экономики, и мы на них надеемся».
Правительство встретило одно из главных политических событий года во всеоружии. Так, еще до озвучивания Послания стало известно, что уже запланировано заседание Кабинета министров, посвященное реализации поручений главы государства, на котором министры выразили одобрение идей Послания и пообещали немедленно приступить к выполнению поставленных задач.
По словам главы Министерства экономики Бахыта Султанова, его ведомство намерено сократить частоту плановых проверок частных предпринимателей, в частности, в налоговой и таможенной сферах проверки сократятся в 3-5 раз, а в сфере санэпиднадзора, ветеринарии и фитоконтроля – в 2. Также государство, по его словам, обеспечит участие в строительстве бизнес-инфраструктуры в конкретных проектах, ряд системных мер, в том числе субсидированных ставок по кредитам.
В свою очередь, лидер партии «Ак Жол» Алихан Байменов считает, что для улучшения бизнес-климата в стране необходим комплексный и честный подход, важно снижение доли государственного участия в экономике. Как прокомментировал он «Къ», «государственное участие повышает коррупциогенность экономики, снижает уровень ее прозрачности, государственные закупки в том виде, в каком они существуют сейчас, искажают реальные рыночные цены на 30-40 % в сторону увеличения. Ведь национальные компании нередко проводят закупки из афилированных структур, тем самым вытесняя частный бизнес. Возьмем, к примеру, КТЖ. Для благоустройства территории эта компания содержит отдельную структуру внутри себя. Хотя это дело частных предпринимателей. Если привлекать частников, то это обойдется существенно дешевле». Также основными путями улучшения казахстанского бизнес-климата политик считает совершенствование конкурентной среды, совершенствование антимонопольного и конкурентного законодательства, переработку и усиление роли Закона «Об административных процедурах», повышение финансовой прозрачности через всеобщее декларирование доходов, а для чиновников высокого ранга – декларирование расходов, сокращение количества лицензируемых видов деятельности. Алихан Байменов акцентировал также внимание на повышении казахстанского содержания: «Посмотрите на компанию «Казахмыс». Она передала деятельность по транспортному обеспечению в руки иностранной логистической компании. А на некоторых предприятиях даже общепит в руках иностранцев. Почему? Необходимо предъявлять более жесткие требования по повышению казахстанского содержания. Для нас должен быть на первом месте хороший бизнес-климат для отечественных компаний».
По словам председателя Комитета по экономической и региональной политике сената Нурлыгаим Жолдаспаева, государство глубоко проникло в экономику в период кризиса, когда вопрос поддержки частного сектора стоял очень остро, теперь же настало время постепенного отката государства из экономики. «Однако торопиться в этом вопросе нельзя. Недавно на форуме в Давосе обсуждался вопрос выхода государств из частного сектора. Общее мнение – выходить медленно и аккуратно, чтобы все не рухнуло в одночасье. Думается, что это правильно», – добавила она. По мнению Нурлыгаим Жолдаспаевой, многие инициативы главы государства правильно сформулированы и имеют глубокий смысл, однако весь вопрос в их исполнении. «Надо совершенствовать систему контроля исполнения всех программ, чтобы действия низовых чиновников не саботировали государственные программы и не вредили развитию позитивного бизнес-климата в стране», – прокомментировала она «Къ».
Повышение производительности труда Нусултан Назарбаев также обозначил как важнейший фактор для дальнейшего экономического развития страны, причем рост эффективности должен быть осуществлен во всех секторах экономики. Так, по его словам, «в Казахстане, если смотреть в целом по экономике один работник в год производит товаров на $17 тыс. В развитых странах этот показатель превышает $90 тыс. Ситуация в сельском хозяйстве обстоит еще хуже – там производительность труда составляет $3 тыс. в год с человека, в то время как в развитых странах этот показатель составляет от $50 до $70 тыс. Вывод очень простой – нам надо исправлять ситуацию, повышать производительность труда для инноваций. Однако, глава государства отметил: «Повышать ее можно разными путями. Вот сейчас сразу начнут сокращать рабочих и меньшим количеством производить эту продукцию… Это тоже метод, но не это главное, – призвав казахстанский бизнес внедрять инновации в производство. Каждая компания, каждый завод, каждая фабрика должны отчитаться, что подняли производительность труда за месяц, за квартал, за год на столько-то».
Президент казахстанской фармацевтической компании «Dolce-Pharm» Рауль Ялымов считает: «На производительность труда влияет несколько объективных причин. Первая причина – оплата труда. Нередко мы не можем платить людям те деньги, которых они заслуживают. Это связано с необходимостью поддержания рентабельности бизнеса. Материальная стимуляция играет существенную роль – если человек хорошо получает, то он и работает с большим энтузиазмом». Рауль Ялымов добавляет: «Играет роль казахстанский трудовой менталитет. У отечественных работников не хватает сознательности и самодисциплины для высокопродуктивной работы. Как владелец предприятия скажу вам – всех постоянно приходится контролировать, подгонять. Большое значение имеет, конечно, технологическая оснащенность предприятий. Однако казахстанским предприятиям не всегда выгодно модернизировать свое производство. К примеру, при выпуске противотуберкулезных масок у меня есть два пути: закупить дорогостоящее оборудование, поставить его и выпускать товар. Либо покупать полуготовые маски и здесь заниматься окончательной доработкой, фасовкой. Очевидно, что первый путь более технологичен, эффективен и более наполнен казахстанским содержанием. Однако он дороже, ведь один аппарат стоит примерно $250 тыс. Владельцы предприятий опасаются брать на себя кредитную нагрузку и модернизировать производство через долги. Думаю, что государству тоже стоит задуматься, как помочь бизнесу в повышении производительности труда через инновации», – прокомментировал он «Къ».
Как считает вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов, «низкий уровень производительности влияет на себестоимость товаров, доходность предприятий и собираемость налогов в стране. По его словам, на производительность влияет уровень квалификации работников. Он зачастую не выдерживает критики, и строительный бум середины десятилетия обнажил эту проблему. Тогда на многих стройках трудились гастарбайтеры из Узбекистана и Таджикистана. И следует признать, что некоторые узбекские строители превосходили казахстанских по уровню квалификации». «Сейчас, – отмечает Тимур Назханов, – также существует дефицит квалифицированных работников на рынке труда. Работодатели берут людей с улицы и учат работать с нуля. На это тратятся ресурсы и время, что, в свою очередь, существенно снижает производительность труда. Для повышения квалификации работников нужно развивать систему подготовки кадров». «В Советском союзе эту роль выполняли ПТУ. Сейчас эта система в Казахстане не развита. Хотя во всем мире государство вкладывают деньги в развитие трудового потенциала: в Германии работают мастерские при колледжах и профессиональных школах, в которых молодежь изучает основы рабочих специальностей. Таким образом в экономике формируется слой квалифицированных работников, работающих качественно и эффективно», – прокомментировал он «Къ».
Директор столичного представительства компании Caspian Training Group Алмас Толыкбаев утверждает, что на казахстанском рынке достаточно высокий спрос на квалифицированных работников. «Однако после кризиса не все компании могут позволить себе переподготовку кадров. К тому же далеко не все центры повышения квалификации соответствуют декларируемому уровню. Меньшая часть обладает опытным персоналом, способным качественно переподготовить специалиста, дать ему реальные знания и умения. А ведь в развитых странах повышение квалификации сотрудников – обыденный элемент политики компаний по повышению производительности. В Японии компании тратят примерно четверть дохода на переподготовку работников, что обеспечивает им высокую производительность труда и конкурентоспособность в современной глобальной экономике», – прокомментировал он «Къ».