Ребрендинг нарцисса: кто такие темные эмпаты и почему о них снова заговорили 

Опубликовано
Заместитель редакционного директора по специальным проектам
Пример темного эмпата — главный герой фильма «Все закончится на нас», которого играет Джастин Бальдони. Фото: кадр из фильма «Все закончится на нас»

Недавно газета Guardian опубликовала текст, из которого следовало, что популярный некогда тренд в среде темных эмпатов, самопоглощенных людей со сбитым моральным компасом, получил новое развитие. Сам термин получил хождение еще в 2021 году на основании исследований, в том числе ученых из Великобритании и Новой Зеландии. Однако автор Guardian настаивает на том, что фронт темных эмпатов только ширится, призывая, в частности, учесть более 2,6 млн упоминаний в TikTok.

Кто такие темные эмпаты 

Темный эмпат представляет собой усовершенствованную модель нарцисса. Это не просто зацикленный на себе психопат. Тут присутствуют более тонкие настройки. Например, темные эмпаты не так жаждут всеобщего внимания, как обычные нарциссы. Подобный тип обладает способностью к искреннему сопереживанию, что делает его более опасным для окружающих, поскольку его сочувствие в конечном итоге оборачивается дополнительным средством для манипуляции и унижений. Темный эмпат вполне себе чуток, но эта чуткость не отменяет дальнейшего операционного безразличия.

Подобные персонажи проходят по разряду не аффективной, но когнитивной эмпатии. Аффективная эмпатия подразумевает способность разделять чувства — человек сам начинает испытывать грусть в ответ на то, что кому-то рядом стало грустно. В состоянии же когнитивной эмпатии человек прекрасно понимает, считывает и даже имитирует ощущения другого человека, но сам едва ли что-то чувствует. Выражение чувств в данном случае — разновидность дебютной жертвы в шахматной игре, которая позволяет в дальнейшем выиграть всю партию. В этом есть своя логика — для того, чтоб играть на чужих слабостях, нужно уметь их чувствовать и подогревать. Как пела певица Земфира: «Я помню все твои трещинки». Схожим образом и темный эмпат должен вести учет трещинок партнера, чтобы в нужный момент превратить их в тектонические разломы.

Темная триада 

Базовый функционал темного эмпата определяет так называемая темная триада, которую изучают с начала нулевых. 

Темная триада подразумевает одновременное сочетание психопатии, нарциссизма и макиавеллизма (то есть стремления к стратегической манипуляции). Психолог и клиницист Александра Бурикова из Психиатрического института штата Нью-Йорк рассказала «Курсиву», что черты так называемой темной триады могут быть связаны с недостаточно развитой амигдалой, частью мозга, отвечающей за обработку базовых эмоций, а также с особенностями дофаминового и серотонинового обмена. Это делает таких людей менее восприимчивыми к собственным и чужим переживаниям и более склонными к поиску быстрых и легких удовольствий. 

«Феномен же «темного эмпата» можно объяснить через разрыв между антисоциальным поведением и способностью интеллектуально понимать эмоции других людей. Значительно упрощая, с психоаналитической точки зрения, это проявление пограничного уровня психического функционирования, часто связанного с ранними нарциссическими нарушениями, возникшими из-за нехватки любви или серьезной травмы», — пояснила она.

Ребрендинг нарциссов и абьюзеров 

Надо сказать, что само словосочетание представляется удачным примером ребрендинга. Никому, вероятно, нет больше охоты называть себя постылыми именами нарцисса или абьюзера, в то время как «темный эмпат» звучит почти лестно, чарующе и уж во всяком случае сексуально. К тому же эпитет «темный» давно и успешно используется для оживления той или иной терминологии — в диапазоне от стиля «темное диско» до так называемой «темной экологии» (философского течения, требующего заново признать природу дикой и непознанной).

Вообще, есть подозрение, что в этой статье-ориентировке Guardian содержится некая маркетинговая уловка – это как будто будущий рождественский подарок всем психопатам и одновременно увлекательный квест. Guardian специально предупреждает, что вычислить темного эмпата непросто и необходимо учитывать множество факторов. Например, его или ее манеру общаться с таксистами и официантами. Излишняя сердечность и открытость миру в соцсетях тоже должны внушать подозрения. Иными словами, к Рождеству вы вполне имеете шанс просканировать тему и сообщить своему партнеру: «Дорогой (-ая), поздравляю, ты темный эмпат».

Следует признать, что в качестве иллюстрации Guardian приводит ряд довольно жиденьких кейсов — одна девушка полюбила отзывчивого инструктора по бегу, который вдобавок занимался благотворительностью, но другая девушка ей сообщила, что тот спит со всеми бегуньями, а благотворительная активность существует исключительно в его воображении. Или женщина посетовала сожителю на смерть своей бабушки, и тот вроде бы нашел для нее правильные утешительные слова, но она все же разглядела печать презрения на его лице.

Вообще говоря, ситуация темной эмпатии иной раз вполне исчерпывающе описывается старинными романсами или стихами Серебряного века, вроде:

«Он о любви мне говорил

С таким взволнованным уменьем,

А после щедро одарил

Предательством и осужденьем».

Кстати, об осуждении — жестокий юмор и изощренное злословие также являются неотъемлемой частью личности темного эмпата.

Примеры темных эмпатов 

Принимая во внимания скудость описаний из Guardian, можно в качестве более наглядного примера порекомендовать вышедший этой осенью фильм «Все закончится на нас» с Блейк Лайвли, снятый по одноименному роману Колин Гувер 2016 года. Фильм поставил итальянец Джастин Бальдони, он же и сыграл главную роль, которая неплохо высвечивает феномен темной эмпатии. Сюжет заключается в том, что неземной красоты нейрохирург с чувствительной душой и феноменальной мускулатурой (собственно Бальдони) на поверку оказывается тем еще насильником и курощупом. Вокруг фильма, в свою очередь, разразился собственный небольшой скандал, поскольку многим показалось, что исполнительница главной жертвенной роли Блейк Лайвли чересчур легкомысленно отнеслась к теме домашнего насилия.

Психолог Александра Бурикова подчеркивает: «Важно понимать, что темные эмпаты рано осознают свое отличие и вынуждены затрачивать значительные усилия, чтобы развить навыки, позволяющие скрывать свои истинные мотивы и добиваться желаемого от окружающих, при этом они могут быть очень убедительны в своих построениях. Поэтому вопрос «Почему я притягиваю токсичных людей?» представляется некорректным. Более продуктивно задаться вопросом «Почему я это терплю?», – говорит она. 

По ее словам, крайне важно сближаться с новыми людьми постепенно, обращая внимание не только на их слова, но и на поступки, а также на свои собственные ощущения рядом с ними. Поскольку для таких людей характерен разрыв между телом и разумом, в их присутствии вы можете чувствовать дискомфорт. Не спешите называть тревогу бабочками в животе. Вероятно, вы также заметите несоответствие между словами и действиями. И тут важно не поддаваться на попытки мозга рационализировать этот разрыв, а по возможности прямо выразить свои сомнения и внимательно слушать ответ, советует Бурикова. «При этом помните: ни сила вашей любви, ни ваше рабочее усердие не могут изменить поведение взрослого человека, который не хочет или не может меняться сам», — добавляет она.

В сущности, куда интереснее искать примеры темной эмпатии не в «отношениях», но других контекстах и форматах прагматической вовлеченности. Guardian упоминает вскользь классический случай темной эмпатии в общественной сфере – это политик, который с понимающим лицом выслушивает жалобы избирателей, чтобы получить голоса на выборах.

Но кроме того элементы темной эмпатии в том или ином виде могут присутствовать, например, в современной постфордистской системе организации производства. Достаточно вспомнить характерный метод построения компании, при котором формируется «уникальный творческий коллектив», задействовано множество игровых элементов, и от сотрудника требуется не столько формальное соблюдение производственного кодекса, сколько эмоциональная вовлеченность в процесс (желательно круглосуточная).

Подобная размытость границ между работой и жизнью, как правило, ведет к тому, что время производства начинает включать в себя также и нерабочее время. Боссы творческих коллективов, построенных на уникальности, как правило, имеют обыкновение заставлять сотрудников работать по ночам и выполнять утроенный объем работы – под предлогом того, что все в компании пропитано любовью и общим делом. 

Вероятно, поэтому и в словарях слово «эмпатия» стоит не так уж далеко от «эксплуатации».

Читайте также