Сотни электрокаров застряли на складах после исчерпания квоты на ввоз в Казахстан

Опубликовано
корреспондент отдела Авто
ввоз электромобилей в Казахстане, квота на ввоз, беспошлинный ввоз в Казахстан
shutterstock, бильд-редактор: Серикжан Ковланбаев

Электромобили в Казахстане оказались в центре обсуждений после исчерпания лимита на льготный ввоз. Это вызвало недовольство среди перевозчиков, дилеров и покупателей. Как выяснил Курсив Авто у экспертов и представителей бизнеса, на складах «зависли» сотни машин, за которые теперь нужно дополнительно оплатить 12% НДС.

15 октября 2025 года в Казахстане закончилась квота на ввоз 15 тыс. электромобилей, выделенная в рамках льготного таможенного режима ЕАЭС. О скором исчерпании лимита Комитет госдоходов РК предупреждал в сентябре, но готовы к этому оказались не все.

Неожиданный удар для покупателей

По словам экспертов, рынок электромобилей в Казахстане переживает серьезное испытание. В беседе с «Курсивом» автодилер Алмас Ботабеков, известный в соцсетях как Almasssyan, назвал происходящее «кризисом доверия».

«Когда объявили, что осталось около 1,5 тыс. квот, люди ринулись скупать машины. Те, кто долго принимал решение и не собрал деньги, пошли занимать, брать кредиты, лишь бы успеть на льготную таможню», — рассказывает Ботабеков.

По его данным, сейчас в очереди на растаможку около 13 тыс. автомобилей, из которых примерно 2,5 тыс. едут в Казахстан. Половина из них — электрокары и последовательные гибриды, покупатели которых рассчитывали на квоту.

«Сейчас эти машины хранятся на СВХ (склады временного хранения) в Алматы, Астане и других городах. Люди не знают, откуда брать дополнительные средства. Некоторые уже смирились и платят. Другие надеются, что власти выделят еще 5 тыс. квот, но это пустая надежда», — считает поставщик.

К слову, благодаря вступлению Казахстана в ВТО ввозить «электрички» по-прежнему можно без уплаты таможенной пошлины. Однако теперь покупатели должны доплатить НДС в размере 12%.

Отсутствие прозрачности

Казахстанский автожурналист Роман Масленников считает действия госорганов недальновидными:

«Если бы был «счетчик», любой потенциальный владелец мог бы посмотреть онлайн, сколько машин уже прошло по квоте. А так — хаос. В октябре вдруг говорят: «Ребятки, осталось 2000 мест!» — и начинается паника», — рассуждает Масленников.

По его словам, в прошлые годы лимита хватало, поэтому власти не вводили прозрачную систему отслеживания. Но в 2025-м спрос на электромобили резко вырос.

«Теперь тысячи людей остались с машинами на СВХ и долгами по кредитам. А все потому, что им не дали понимания, сколько квот реально осталось», — подчеркнул автоблогер.

Россияне «помогли»

Главный редактор журнала «За рулем» в Казахстане Алексей Алексеев предположил, что часть лимита «забрали» российские покупатели:

«В России с ноября должны были ввести новые утильсборы — в десятки раз выше. Поэтому россияне кинулись скупать электромобили у нас. Я знаю, как последние 200 машин сразу вывезли с Хоргоса. Никто не ожидал, что лимит так быстро закончится, ведь на 1 января в стране было всего 6 тыс. электромобилей».

Он напомнил, что квота на льготный ввоз определяется на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

«Если льготу не продлят с 1 января, это будет сигнал: «Вы познакомились с электромобилями — теперь платите». Но это неправильно. Нужно не отменять, а расширять: отменить НДС, ввести льготные тарифы на зарядку, бесплатные парковки», — уверен Алексеев.

Электромобили в Казахстане — это осознанный выбор

По мнению Алмаса Ботабекова, покупка электромобиля в Казахстане — не просто тренд, а гражданская позиция:

«Электромобиль покупает осознанный человек, который переживает за экологию. В Алматы и в Восточном Казахстане люди задыхаются из-за смога. Такой покупатель приносит пользу городу, стране, обществу. А у нас вместо поощрения душат «зеленую» экономику», — заявил он.

Алмас напомнил, что за последние годы спрос на электромобили сформировал в Казахстане инфраструктуру — зарядные станции, электротакси и частные инвестиции.

«Теперь все пойдет на спад. Люди начнут ввозить бензиновые авто, и мы это ощутим на своем здоровье. 15 тыс. машин с ДВС дают колоссальный выброс», — добавил Ботабеков.

Что дальше

Эксперты сходятся во мнении, что новых льгот в 2025 году ждать не стоит. Кроме того, с 1 января НДС вырастет до 16%, что сделает электрокары еще дороже. Без продления квоты рынок ждет откат к бензиновым автомобилям. Таким образом, будущее электромобилей в Казахстане зависит от поддержки государства и прозрачных правил.

Ранее «Курсив» рассказывал о кроссовере Leopard 3, который привезли из Китая незадолго до окончания квоты. О том, как изменятся правила ввоза электромобилей в Казахстан с 2026 года, можно почитать здесь.

Также мы писали, что в Алматы планируют ввести платный въезд для машин низкого экологического класса.

Читайте также