Уалихан Кайсаров придет в «Руханият» со своей партией

Опубликовано
Тот факт, что Мухтар Шаханов и Уалихан Кайсаров дали свое принципиальное согласие вступить в ряды партии “Руханият”, уже не сенсация. Сегодня в Алматы состоится пресс-конференция, на которой лидер партии Серикжан Мамбеталин должен заявить об этом официально. Сенсация в другом. Вчера, поздно вечером, Уалихан Кайсаров сообщил “ZONA.kz” эксклюзивную новость.




Тот факт, что Мухтар Шаханов и Уалихан Кайсаров дали свое принципиальное согласие вступить в ряды партии «Руханият», уже не сенсация. Сегодня в Алматы состоится пресс-конференция, на которой лидер партии Серикжан Мамбеталин должен заявить об этом официально. Сенсация в другом. Вчера, поздно вечером, Уалихан Кайсаров сообщил «ZONA.kz» эксклюзивную новость.

Он придет в «Руханият» не как бедный родственник, а с большим капиталом – своей партией «Абырой», которую, еще будучи сенатором парламента РК, создал в 2004 году, но которую министерство юстиции так и не зарегистрировало. Помнится, в Астане он говорил по этому поводу на пресс-конференции.

По словам Уалихана Абишевича, с таким же капиталом войдет в «Руханият» и Мухтар Шаханов. Как известно, его партию «Халық рухы» казахстанские органы юстиции тоже не впустили в правовое политическое поле.

Таким образом, вместе с известными личностями и политическими тяжеловесами партия «Руханият» приобретает огромный избирательный электорат, что очень кстати ей в преддверии досрочных выборов в мажилис парламента и местные маслихаты.

— Уалихан Абишевич, что ж, красивый и элегантный ход. Но сколько членов в партийных списках «Абыроя»?

— Во-первых, должен заметить, партия «Абырой» создавалась как партия социального толка. Поэтому особых трудностей с приемом не было. К тому же мы все хорошо помним, какое это было сложное в социальном плане время – 2004-й год. Документы я сдал в комитет регистрационной службы министерства юстиции весной того же года. Если память не изменяет, в списках значилось около 77 тысяч членов партии. Это легко проверить в минюсте.

Насколько мне известно, после Вашего отлучения от ОСДП «АЗАТ», Вы получили предложение от нескольких политических партий. Однако выбор свой остановили на «Руханияте». Чем эта партия привлекла Вас? Только ли тем, что Вы с Мамбеталиным однокашники по КИМЭПу?

— Тот «Руханият», который есть на сегодня, ни в какое сравнение не идет с прежним. Он совершенно трансформировался. Можно сказать, что Мамбеталин де-факто и де-юре создал новую партию. Просто он красиво обошел законодательные закорючки, буквотворчество наших юридических органов, которые не позволяют вновь образуемым общественным объединениям получить легализацию в Казахстане.

— Вы хотите сказать, бренд «Руханията» остался прежним, но по своей сути партия уже другая?

— Да. Как у нас говорят? – «Мы поддерживаем демократию, но мы ее не практикуем». По этому же принципу у нас декларируют: пожалуйста, создавайте партии, регистрируйте, мы – страна, которая объявила себя евразийским государством. Но при этом демократия у нас не практикуется.

Случай с «Абыроем» не единичный. Много лет власть отказывает в юридической регистрации Народной партии «Алга!», хотя она де-факто существует и активно проявляет себя на политическом поле. У Шаханова та же ситуация.

— Экологическая партия экс-кандидата в Президенты Мусагалия Дуамбекова тоже в подвешенном состоянии уже несколько лет.

— К Вашему вопросу, почему все-таки «Руханият». Мне импонирует, что Серикжан Мамбеталин не прогибается перед Администрацией Президента, он не сделал крен в сторону радикальной оппозиции. Он честно и открыто высказывает свою позицию. И благодаря этим своим достоинствам как человека и гражданина за короткое время стал узнаваем в обществе.

Кроме того, я категорически против игнорирования выборов. Надо использовать любую возможность для выражения своей позиции. Даже если ты не согласен с механизмом проведения выборов – все равно надо использовать выборную площадку как возможность, чтобы изобличать власть. Если ты считаешь, что власть недостаточно компетентна, что ее программа никуда не годится, надо показать более верный, правильный путь, свою компетентность, донести до людей свою программу. То есть любые выборы – это шанс заявить о себе как о политической силе или целом блоке политических сил, или как об едином кандидате. Поэтому я всегда принимал участие во всех выборах.

Но, как известно, с 2007 года в Казахстане в корне изменены механизмы избрания парламента, когда была перекроена Конституция. Участие отдельного кандидата по территориальным избирательным округам у нас стало невозможным. Теперь у гражданина РК есть единственное право быть избранным – только через определенную политическую партию.

Поэтому для меня был очень большой вопрос, через какую партию на предстоящих досрочных выборах в парламент заявить о своей позиции, более выразить себя, программу, свое видение того, как и куда движется страна и как она должна двигаться.

Решение вступить в «Руханият» было далеко не спонтанным. К этому меня подтолкнули и результаты меленького эксперимента, который я провел. Я как-то сделал обращение ко всем казахстанцам через социальные сети: с какой партией мне пойти на объединение? И предложил два варианта – КНПК и «Руханият». Подавляющее большинство порекомендовало «Руханият». Буквально сегодня на мой мобильный телефон поступило четыре звонка из отдаленных аулов. До людей уже дошел «хабар», что мы с Шахановым решили пойти в «Руханият». Спрашивали, действительно ли это так и за кого голосовать.

— Каковы шансы на выборах у «Руханията»?

— Если бы в Казахстане были честные, прозрачные, демократические выборы, то лично у меня нет никаких сомнений, что партия «Руханият» будет в парламенте.

— В случае, если политическими партиями, «Руханиятом» в том числе, в ходе предвыборной кампании будут выявлены грубые нарушения избирательного законодательства, скажем, откровенное использование административного ресурса в пользу того же «Нур Отана», будете ли вырабатывать какую-то совместную тактику противодействия этому с другими партиями?

— Все будет зависеть от того, какие будут нарушения. Но, думаю, реакция должна быть незамедлительной. И такая консолидация бесспорна и необходима, потому что поодиночке всегда легче уничтожать своих соперников. «Нур Отан» — это, конечно, сила, которая использует административные ресурсы, финансы государства, бюджетные деньги и имеет в своем распоряжении все медиа-ресурсы на любом уровне – районном, областном, республиканском. Поэтому она представляет собой очень большую угрозу для всего демократического процесса в Казахстане. Бороться с ней в одиночку практически просто немыслимо. Только сплотившись, можно заставить действующий режим отказаться от каких-то противоправных действий в отношении других партий.

Читайте также