Грязные деньги: депутат маслихата Караганды шантажирует родителей детей-инвалидов?
Реабилитация детей-инвалидов – это всегда сложно. Государство поддерживает детские центры в виде госпрограмм и их финансирования посредством госзакупок. Однако не всё так просто. В Карагандинской области сразу два Общественных Объединения – «Детство» и «Жастар Пiкiрi», выигравших лот на реабилитацию детей-инвалидов и лиц старше 18 лет с психическими отклонениями – столкнулись с весьма «интересной» позицией местных чиновников.
Предыстория
Есть в Карагандинской области несколько Общественных Объединений, занимающихся помощью детям-инвалидам, их реабилитацией и всем необходимым. У них есть соответствующие центры, специалисты, персонал, оснащение и т.д. Самый известный из них – «Лучик надежды». Находится он непосредственно в Караганде. Руководит им много лет Татьяна Кравченко, по совместительству депутат маслихата города Караганды. В течение шести предыдущих лет именно «Лучик надежды» неизменно выигрывал все областные лоты на государственные реабилитационные программы по детям-инвалидам. В общей сумме это порядка 300 млн тенге.
Поскольку лот областной, то одним из требований является оказание помощи не только в областном центре, но и по региону, где есть соответствующие условия. В связи с этим, в прошлом году госпожа Кравченко обратилась в ОО «Детство», расположенное в Темиртау, с целью сотрудничества. Согласие на сотрудничество было получено, и работа двух организаций по реализации госпрограммы происходила успешно.
Казалось бы, цель общая, святая. Но в январе текущего года один из лотов на госзакупках выиграли ОО «Детство» и ОО «Жастар Пiкiрi». Согласно уставу, победитель тендера обязуется бесплатно оказывать услуги по реабилитации детей-инвалидов (это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и дети-дауны, и с девиантным поведением), а также лица старше 18 лет с психическими отклонениями. Всего эта программа расчитана на 200 человек. ОО «Детство» выиграло лот на 40 млн тенге – на стационарную помощь в реабилитационных центрах области, а «Жастар Пiкiрi» 13 млн тенге – это помощь на дому. И вот с этого момента начали происходить странные вещи.
«Мы так обрадовались, что у наших детей появится больше возможностей, потому что это совсем другие деньги. Местный (темиртаусский – Къ) бюджет очень ограничен, там все по-минимуму, — говорит руководитель ОО «Детство» Диана Ширяева. – У нас в Темиртау есть свой реабилитационный центр «Созвездие», а в Караганде мы заключили меморандум с Центром раннего развития и коррекционной поддержки «Перспектива». Мы доукомплектовали и оснастили их недостающим оборудованием, с февраля начали работать по этой программе. Но! 1-го февраля мы заключили договор, а 4-го к нам приходит письмо из Управления координации занятости и социальных программ Карагандинской области с требованием предоставить полный пакет документов».
На фото: руководитель ОО «Детство» Диана Ширяева
В свою очередь директор ОО «Жастар Пiкiрi» Артём Козловский поддержал коллегу, подчеркнув комментариях Къ, что разглашение информации о детях является нарушением закона РК О персональных данных». «В технических требованиях указано «…предоставить различную информацию». Личное дело ребенка не является информацией, это документ. Нам родители доверились, мы не имеем право предоставлять такие сведения, кому бы то ни было! — говорит Козловский. — В марте нам пришло второе письмо с таким же требованием. Я говорю ему (начальнику Отдела координации социальных учреждений Медету Есенгулову – Къ.), это же незаконно! Вы говорите, пришлите по почте, а если её взломают, и эти данные станут общедоступными, кто сядет, вы или я?»
Просто слухи или адмресурс?
На данный момент ситуация такова: Управление координации занятости и социальных программ отклонило акт выполненных работ детского центра за февраль, мотивируя отказом предоставить личные данные. Скорее всего, за март отклонит тоже. А это значит, что сотрудники центра не получат зарплату, а сама организация не сможет погасить долги по коммунальным платежам.
Но этим все не ограничилось. Началась атака на детский центр и с другой стороны.
«До нас стали доходить странные слухи, — говорит Диана Ширяева. – Дело в том, что как только мы выиграли тендер на бесплатные услуги, в реабилитационный центр «Перспектива» перешли несколько детей, т.к. платить за лечение детей могут далеко не все семьи. И вот тогда Татьяна Ивановна Кравченко, руководитель «Лучика надежды» начала проводить с родителями профилактические беседы, говоря следующее: «Вот сейчас вы ушли в «Перспективу», до декабря побудете там, а в следующем году тендер выиграем мы, и я вас обратно не возьму, вы – предатели». И ровно половина детей родители забрали обратно, в «Лучик надежды». А там сейчас все эти услуги стоят 35 тысяч тенге в месяц».
Вот тут действительно возникают серьезные вопросы. С одной стороны, госпожа Кравченко является депутатом городского маслихата. И если ее общественная организация взимает плату, то это уже получается коммерческая деятельность. Следовательно, в данных действиях можно было бы усмотреть и прямое нарушение Закона. С другой, проявляется довольно неприятная морально-этическая сторона всей этой истории. По словам Дианы Ширяевой, кто-то начал распространять слухи, что их организации – мошенники и шарлатаны, а в «Перспективе» 50 детей ютятся в трех комнатах, в антисанитарных условиях.
«Я думаю, все это делается не без помощи госпожи Кравченко, — говорит Артём Козловский. – Они сейчас ждут, когда нас дожмут за непредоставление личных документов, с нами рассторгнут договор и лот уйдет к тому, кто занял второе место на госзакупках. Вторыми были – «Лучик надежды». А нас еще внесут в реестр недобросовестных со всеми вытекающими».
«Почему мы должны оправдываться?»
Корреспондент Къ побывал и в центре «Созвездие» и в центре «Перспектива». Ничего похожего на то, что якобы разносится «слухами» там обнаружено не было. Все чисто, помещения просторные и светлые, персонал профессиональный. Дети и родители довольные. За своих воспитателей и преподавателей они стоят горой. Например, мама 7-летнего Расула Шолпан Кунанова рассказала: «Раньше мы сюда и так ходили, а сейчас нас включили в эту программу бесплатно. Здесь такие прекрасные специалисты, ребёнок прям совсем другим становится, несмотря на тяжелое заболевание. Я его спокойно здесь оставляю на 4 часа».
На фото: Шолпан Кунанова, мама 7-летнего Расула
Сотрудникам Центра раннего развития и коррекционной поддержки «Перспектива» обиднее всего. Они не являются конечными грантополучателями. По заключенному меморандуму, они просто на зарплате у ОО «Детство», которую не получаили, в рамках госпрограммы и взяли на себя 50 бесплатных человек, с которыми два месяца работают. Но и они попали под «замес».
«Про нас распространяют очень мерзкие слухи областные структуры. Это делает предыдущий грантополучатель ( Кравченко – «Къ») – говорит соучредитель «Перспективы» Ольга Чумакова. — Родители же к нам приходят и рассказывают всё. Мы их, родителей, просим, ну, запишите это все, мы будем в суде с ними разбираться. А они боятся. Родители детей-инвалидов – это особая категория людей. Они всего боятся. А она их запугивает. Например, отказала детям, перешедшим к нам, в услугах инватакси. Аргумент – вы же возите в частную организацию. Ну, да, мы частная организация, но программа-то государственная, дети же здесь бесплатно находятся. А там девочка аутистка одна, одному ребенку «опорнику» отказала, после операции».
«Мы работаем и так и без этой программы, — рассказала в комментариях «Къ» в свою очередь сооучредитель и педагог Центра «Перспектива» Арман Баграмова. – Мы никому дорогу не переходили. Мы реализовали десятки проектов по всему Казахстану, от Управления образования никаких претензий к нам никогда не было, от международных организаций тоже только благодарность и поощрение. Мы просто согласились помочь Ширяевой, почему нет? Если у Кравченко проблемы с Ширяевой, то пусть они разбираются между собой, зачем нас с грязью смешивать? Вы же сами здесь, видите все, какие у нас условия, с родителями разговаривали».
Со слов сотрудников «Перспективы», слухи уже эти «дошли» до областных чиновников. Причем во всех кознях обвиняют именно их.
«Почему я, человек с академическим званием, доцент, должна кому-то что-то доказывать? – говорит Ольга Чумакова. — Зачем нас охаивать? Вся вот эта кулуарная возня.. Очень неприятно. Мы не ожидали, что она, пользуясь депутатским статусом, создает нам такой имидж».
В заключение стоит отметить, родители некоторых детей, действительно подтвердили, что они подверглись так называемой «профилактике» г-жи Кравченко. Редакция «Къ» попыталась связаться с представителями в Управлении координации занятости и социальных программ, но не так-то просто застать чиновников на месте. С Татьяной Ивановной Кравченко удалось связаться по телефону. Депутат искренне удивилась звонку, но в коротком разговоре заметила, что все у нее в соответствии с законом и нормативными документами. От личной встречи принципиально не отказывалась, но и встретиться с ней Къ пока тоже не удалось. Тем не менее, Къ продолжит отслеживать данную историю и открыт к диалогу всех сторон.