Импортозамещение в Казахстане еще лозунг: торговое сальдо упало до кризисного 2016-го

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Импортозамещение в Казахстане все еще только лозунг, а не измеряемый результат – эксперт / unsplash.com, бильд-редактор: Адэлина Мамедова

Импорт с января по октябрь по ключевым направлениям достигает рекордных значений, тогда как по экспорту наблюдается снижение. На этом фоне торговое сальдо снизилось до кризисного 2016-го и пандемийного 2020 года, сообщает автор Telegram-канал Tengenomika Руслан Султанов.

Детали

Внешняя торговля Казахстана за январь-октябрь 2025 года демонстрирует тревожные тенденции: импорт растет рекордными темпами, а экспортные доходы сокращаются. Общий товарооборот страны составил $116,3 млрд, это на 0,7% меньше, чем за тот же период годом ранее. По экспорту и импорту картина следующая:

  • объемы поставок за рубеж сократились на 4,6%, до $64,6 млрд;
  • импорт вырос на 4,7%, достигнув $51,7 млрд;
  • положительное сальдо сократилось на 29,7% – до $12,9 млрд.

Как отмечает эксперт, объем торгового сальдо стал одним из самых низких с 2010-х годов: ниже был показатель лишь в кризисном 2016 году ($8,7 млрд) и в пандемийном 2020-м ($7,4 млрд).

«Рекордные объемы импорта и волатильность экспорта приводит к такой ситуации. Данная ситуация сильно влияет на валютный курс и ухудшает платежный баланс», – пишет Султанов.

При этом аналитик допускает, что данные могут быть скорректированы после уточнения таможенной статистики. Между ведомственными отчетами и таможенными объемами экспорта нефти существует значительное расхождение – более 4 млн тонн, что эквивалентно дополнительно не менее $2 млрд к показателям экспорта.

Россия – главный поставщик

Импорт достиг рекордных значений по всем ключевым категориям:

  • инвестиционные товары – $12,8 млрд;
  • потребительские – $15,6 млрд;
  • промежуточные – $23,3 млрд.

Особенно быстро растут закупки лекарственных средств, автозапчастей и двигателей, электрогенераторов и металлоконструкций.

До октября 2025 года лидером по объемам импорта в Казахстан оставался Китай. Однако по итогам 10 месяцев первое место вновь заняла Россия: импорт из РФ достиг $15,15 млрд, лишь незначительно опередив китайские $15,14 млрд.

Россия укрепила позиции прежде всего за счет поставок энергетических товаров (до $1,6 млрд) и рекордного объема продовольствия (до $2,2 млрд).

Китай удерживает лидерство в инвестиционных, промежуточных и непродовольственных товарах.

Экспорт в ЦА обновил исторический максимум

Несмотря на общее снижение экспортных доходов, поставки в страны Центральной Азии достигли рекордных $5,3 млрд, увеличив долю региона в экспорте до 8,3%. Для сравнения: в 2012 году эта доля составляла всего 2,6%.

Сильнее всего растет экспорт подсолнечного масла, минеральных вод, мяса, металлопроката, нефтепродуктов и золота.

При этом составляющая экспорта Казахстана все еще преимущественно сырьевая: 82% поставок – нефть, металлы и другие базовые ресурсы. Падение сырьевого экспорта на 6%, до $53,1 млрд, объясняет почти весь общий спад внешних доходов.

Тем не менее позитив прослеживается в перерабатывающих сегментах: экспорт полуфабрикатов вырос на 6%, готовой продукции – на 16%. Рост обеспечен в первую очередь за счет агропромышленного сектора.

Импортозамещение под вопросом

Рост импорта заметен именно в тех направлениях, где Казахстан стремится развивать локализацию производства: лекарства, металлоконструкции, генераторы.

«В теории, это должны быть точки роста обрабатывающей промышленности и технологической независимости. На практике именно здесь фиксируются рекордные объемы импорта. Это ставит под сомнение эффективность действующих индустриальных и инвестиционных программ (или пора задать вопросы госорганам – тем ли они заняты?) – если при росте инвестиций страна все равно ускоряет закупку за рубежом – значит, системные барьеры к локализации не устранены», – отмечает эксперт.

Это свидетельствует о том, что Казахстан фактически финансирует внешние производства, а не создает добавленную стоимость в своей экономике. Султанов поясняет: сегодня вопрос не в постановке новых задач, а в способности реализовать уже существующие планы.

Импортозамещение, по его мнению, должно перестать быть лозунгом и превратиться в измеряемый экономический результат.

Читайте также