Казахстанские журналисты получают реальные сроки за ложную информацию при отягчающих

Продолжая серию материалов, посвященных международной практике борьбы против инфокиллерства, «Курсив» рассказывает о казахстанских процессах по распространению ложной информации, в которых фигурантами стали журналисты.
Редакция разбирает шесть громких случаев обвинений журналистов по 274-й статье Уголовного кодекса РК («Распространение заведомо ложной информации»).
Вывод «Курсива»: казахстанское правосудие демонстрирует жесткость лишь в тех случаях, когда диффамация сопряжена с отягчающими статьями, такими как вымогательство и ложный донос.
Условный срок
Журналист и автор Telegram-канала Kozachkov offside Михаил Козачков 18 декабря 2022 года был задержан Агентством по финансовому мониторингу (АФМ). Изначально ему вменяли крайне тяжкие преступления: пособничество организованной преступной группе (ОПГ) Елдоса Коспаева и участие в рейдерских захватах бизнеса. По версии следствия, Козачков использовал свой медиаресурс для информационных атак на жертв рейдерства, публикуя заказные материалы.
Судебный процесс пошел по сценарию процессуального соглашения. Наиболее тяжкие обвинения в рейдерстве и участии в ОПГ были сняты. 21 февраля 2023 года Военный суд Алматинского гарнизона признал журналиста виновным по двум статьям: ст. 274 («Распространение заведомо ложной информации») и ст. 147 («Нарушение неприкосновенности частной жизни»). Козачков полностью признал вину, раскаялся и был приговорен к 3,5 годам условно.
Это дело отличается от других более «мягким» исходом, но создало прецедент применения статьи 147. Суд фактически криминализировал публикацию персональных данных фигурантов расследований без их согласия. Даже если информация общественно значима, публикация личных сведений может привести к судимости.
Свидетель с правом на защиту
В апреле 2025 года уральский журналист Лукпан Ахмедьяров был задержан в Астане и доставлен в полицию для допроса. Основанием стало досудебное расследование по статье 274 ч. 3 УК РК («Распространение заведомо ложной информации»). Внимание силовиков привлекли видеоматериалы на его YouTube-канале «Просто журналистика», в которых он рассказывал о схемах вербовки граждан Казахстана, выехавших на заработки в Россию, для участия в войне против Украины.
Ахмедьярову был присвоен процессуальный статус «свидетеля с правом на защиту». Перевод в статус подозреваемого может произойти в любой момент после получения результатов психолого-филологической экспертизы.
Санкция статьи варьируется от крупных штрафов (до 1000 МРП или 3,9 млн тенге) до ограничения свободы, часть 3 статьи 274 подразумевает более суровое наказание — вплоть до лишения свободы на срок до 3–7 лет. По состоянию на 9 декабря 2025 года официальных сообщений о прекращении уголовного дела не поступало.
Домашний арест Гульнар Бажкеновой
Полиция Алматы 1 декабря 2025 года возбудила уголовное дело в отношении главного редактора Orda.kz Гульнар Бажкеновой. Ей вменяют статью 274 УК РК с новой, отягчающей формулировкой — «неоднократное и умышленное распространение заведомо ложных сведений».
В редакции издания и в квартире Бажкеновой прошли обыски, в ходе которых были изъяты оргтехника, телефоны и рабочая документация. К месту обыска не были допущены адвокаты. Следственный суд Алматы санкционировал домашний арест Гульнар Бажкеновой на два месяца.
Международный фонд защиты свободы слова «Адил Соз» выразил обеспокоенность ситуацией и призвал обеспечить полную открытость следственных процедур.
Реальный срок за посты
Журналист Данияр Адильбеков, автор популярного Telegram-канала «Дикая Орда», 18 октября 2024 года был приговорен к 4,5 годам лишения свободы. Суд признал его виновным по совокупности двух статей УК РК: 274 («Распространение заведомо ложной информации») и 419 («Заведомо ложный донос»). Это дело стало прецедентом реального тюремного срока за посты в мессенджере.
В основу обвинения легли три эпизода. Самый тяжкий касался вице-министра энергетики Ерлана Аккенженова. Адильбеков обвинял его в коррупционном лоббировании интересов нефтетрейдера Vitol. Суд установил, что эти посты были заказаны конкурентом. Два других эпизода касались обвинений в адрес журналистки Гульжан Ергалиевой, якобы она за деньги «обеляла» Куандыка Бишимбаева, и критики главы аэропорта Астаны. Во всех случаях информация была признана судом ложной и порочащей честь потерпевших. Апелляция в 2025 году оставила этот приговор без изменений.
Распространение ложных сведений, связанных с вымогательством
В Астане в феврале 2023 года суд приговорил автора Telegram-канала Abzhan News Махамбета Абжана к девяти годам лишения свободы. Журналиста признали виновным по совокупности двух статей УК РК: ст. 194 ч. 4 («Вымогательство в особо крупном размере») и ст. 274 ч. 3 («Распространение заведомо ложной информации»). Суд также запретил ему заниматься публицистической деятельностью сроком на три года после освобождения.
В основе обвинения лежал инцидент с бизнесменом Рашидом Махатом. По версии следствия, Абжан угрожал распространить порочащие сведения о предпринимателе и требовал деньги за «блок на негатив», то есть не публиковать негативные материалы. Журналист был задержан сотрудниками Антикора с поличным при передаче 50 млн тенге. Сам Абжан в суде вину категорически отрицал.
Это дело показывает, что 274-я статья («Ложная информация») может использоваться в связке с более тяжкими статьями («Вымогательство»). Это позволяет судам выносить приговоры с длительными сроками заключения, квалифицируя «информационные войны» и требования денег за удаление постов как тяжкие уголовные преступления, а не гражданско-правовые споры.
Допрос руководства «КазТАГ»
Информагентство «КазТАГ» 8 декабря сообщило, что их руководство в лице генерального директора Асета Матаева и главного редактора Амира Касенова вызвали на допрос в департамент полиции Алматы в связи с уголовным делом, связанным с распространением заведомо ложной информации.
В 2025 году «КазТАГ» опубликовал десятки материалов о якобы «обманутых вкладчиках «Фридом Финанс», которые обвинили компанию в потере их инвестиций.
Во «Фридом Финанс» заявили, что эти сообщения о якобы мошеннических операциях в компании являются манипуляцией и не соответствуют действительности. В своем официальном сообщении представители брокера заявили, что данные публикации – не что иное, как организованная PR-атака на отказ компании участвовать в неправомерном «внесудебном урегулировании».
Адвокат «Фридом Финанс» Александр Камендровский рассказывал «Курсиву», что уголовное дело заключается в том, что «Фридом Финанс» предоставил неопровержимые доказательства, документальные свидетельства, которые опровергают факты, о которых говорило издание в своих высказываниях.
«Мы тут не относительно мнений спорим, а относительно фактов, в которых они нас оклеветали. Основой для этого уголовного дела служили документы, которые прямо опровергают эти утверждения, которые распространяло «КазТАГ» в своей многомесячной кампании», — сказал он.
На пресс-конференции «КазТАГа» 19 декабря, в которой также участвовали Матаев и Касенов вместе с их адвокатами, представитель т.н. «обманутых вкладчиков» брокерской компании Жанна Капарова вновь озвучила обвинения в адрес брокера, а «Фридом Финанс» отреагировал на это очередным опровержением.