Семаглутид и пищевое поведение: как работает препарат

Опубликовано 22 января 2026 10:55

Екатерина Кушнир

Екатерина Кушнир

Изображение сгенерировано нейросетью, бильд-редактор: Юлия Петрова

Основная причина ожирения — поступление в организм энергии в большем количестве, чем он может потратить. И на это в основном влияют отношения человека с едой: как и сколько раз он ест и перекусывает за день, какие продукты выбирает, «заедает» ли стресс и тревогу. Известный препарат от ожирения семаглутид и его аналоги помогают похудеть в том числе потому, что снижают аппетит, уменьшают тягу к высококалорийной пище и помогают человеку придерживаться здорового питания, не переедая. Разберемся, как это работает. 

Как работает аппетит и как на эту систему влияет семаглутид

Аппетитом, то есть контролем голода и насыщения, в основном управляет пищевой центр в гипоталамусе — участке головного мозга с гормональной активностью. Он ориентируется на сигналы от пищеварительного тракта, в том числе гормон голода грелин, выделяемый желудком, и содержание питательных веществ в крови. Также в гипоталамусе и стволе головного мозга находятся рецепторы GLP-1 — глюкагоноподобного пептида-1, гормона, который вырабатывается в кишечнике и играет ключевую роль в регуляции аппетита и потребления пищи. Его уровень поднимается сразу после еды, сигнализируя о том, что человек насытился. 

Семаглутид и другие похожие препараты имитируют действие этого гормона, поэтому их называют агонистами рецепторов GLP-1 — такие лекарства воздействуют на них, словно «настоящий» гормон. Вот только «природный» GLP-1 недолговечен: он разрушается ферментами в крови за 1-2 минуты и выводится почками. А молекула препарата сконструирована так, чтобы соединение было активным несколько часов или даже дней — все это время человек будет чувствовать себя сытым или почти сытым, следовательно, начнет есть реже и меньшими порциями. 

Если очень упрощенно описать схему работы семаглутида, то получится, что активируя рецепторы GLP-1 в головном мозге, он помогает уменьшить чувство голода, что приводит к снижению потребления калорий и похудению. 

Правда, семаглутид влияет не только на мозг. Он еще замедляет скорость прохождения пищи из желудка в тонкий кишечник, из-за чего человек дольше чувствует себя сытым, и снижает уровень сахара в крови, так как усиливает в поджелудочной железе выработку инсулина — гормона, который помогает глюкозе проникать в клетки. А также подавляет высвобождение глюкагона — еще одного гормона поджелудочной железы, играющего роль в регуляции уровня сахара в крови. Только в отличие от инсулина он его повышает — значит, подавление выработки глюкагона тоже полезно для людей с диабетом второго типа. 

Как семаглутид уменьшает тягу к нездоровой еде

Рецепторы GLP-1 есть не только в гипоталамусе и стволе мозга — то есть там, где находятся центры голода и насыщения. Они разбросаны буквально по всему мозгу, в том числе в участках, связанных с системой вознаграждения. Именно она ответственна за то, что одна еда кажется человеку приятнее другой — например, торт выглядит желаннее, чем кабачок. Из-за этого люди чаще переедают жирной, сладкой или соленой еды, а не полезных для здоровья вареных овощей — первые для нас очевидно вкуснее. 

Агонисты GLP-1 помогают справиться с тягой к высококалорийной еде, которую мозг считает притягательной. Влияя на систему вознаграждения, они могут блокировать то, что ученые начали называть «пищевым шумом», то есть постоянные мысли о том, что хочется съесть нечто вкусненькое. С ним сталкивается больше половины людей с избыточным весом и ожирением. В одном из исследований опросили 550 человек, принимавших семаглутид для снижения веса. До терапии 62% пациентов сообщали о постоянных мыслях, связанных с едой, — этот показатель снизился до 16% после начала приема препарата. 

Пока ученые еще изучают конкретные механизмы воздействия семаглутида и аналогов на тягу к нездоровой пище, поэтому они не показаны для лечения расстройств пищевого поведения, связанного с перееданием. Некоторые предварительные данные демонстрируют, что они могут сделать эпизоды переедания реже, но для подтверждения этого еще потребуются крупные клинические исследования. 

Из-за потенциального влияния семаглутида на систему вознаграждения препарат изучают и как потенциальное лекарство от зависимостей, в том числе никотиновой и алкогольной. 

Например, по данным крупного наблюдательного исследования, в котором анализировали медицинские карты почти 230 000 человек, у людей, принимающих агонисты GLP-1, снизился риск госпитализаций, связанных с алкоголем — вероятнее всего, они начали меньше пить. А рандомизированное исследование еженедельного применения семаглутида у людей с алкоголизмом показало, что те, кто принимал препарат, не только стали меньше выпивать, но и сократили количество выкуриваемых сигарет.

При этом влияние семаглутида на пищевое поведение не означает, что человеку станет все равно, что есть, поэтому он моментально откажется от всех «вкусностей» или потеряет удовольствие от приема пищи.

По словам эндокринолога, кандидата медицинских наук, президента ОФ «Казахстанское общество по изучению диабета» Аканова Жаная Акановича, снижение аппетита не гарантирует отказ от нездоровой пищи — этим уже управляет сам человек, и, как любой поведенческий фактор, этот момент не поддается прогнозированию. Что касается уменьшения вкусовых качеств пищи, этого при применении семаглутида не наблюдается. Механизм снижения аппетита одинаков для всех препаратов группы агонистов GLP-1, в том числе «Семавика», поэтому их характеристики будут относительно общими.

Может ли семаглутид стать лекарством от деменции

Помимо уменьшения аппетита и снижения чувства голода, агонисты GLP-1 показали влияние на риск деменции — они снижают вероятность ее развития. Было не ясно, происходит так из-за нейропротекторного действия препаратов или из-за того, что человек теряет лишние килограммы и у него снижается уровень сахара: ведь так уменьшаются и риски, связанные с ожирением и диабетом, в том числе повышенный риск деменции. 

Ученые провели исследование семаглутида как средства для лечения болезни Альцгеймера. Ведь если он действительно защищает мозг от повреждения и помогает нейронам восстановить свои функции, значит, должен замедлять развитие деменции и уменьшать ее симптомы. Однако препарат сработал не лучше плацебо — почти 3800 человек принимали его около двух лет, но значимого влияния на их состояние он не оказал. В итоге исследование прекратили раньше срока. Возможно, семаглутид и останавливает нейровоспаление, которое считается одним из механизмов развития болезни Альцгеймера, но, видимо, этого недостаточно, чтобы с ней справиться. 

Кроме того, этот вид деменции уже пробовали лечить противовоспалительными препаратами — и они тоже не сработали. Но других эффективных лекарств от болезни Альцгеймера нет, поэтому ученые исследуют все варианты.  

Если статья вызывает у вас тревогу, обсудите ее с искусственным психологом

Обсудить тревогу
Читайте также