Глава Нацбанка: Человек не должен работать за 300 тыс. тенге три года подряд

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Сотруднику должны поднимать зарплату раз в год, считает глава Нацбанка / shutterstock, бильд-редактор: Дастан Шанай

По словам главы Нацбанка Тимура Сулейменова, работодатели поднимают зарплаты своим сотрудникам, но не на должном уровне. Об этом он заявил на брифинге по итогам решения о базовой ставке.

«Заработные платы должны меняться. То есть человек не должен сидеть за 300 тыс. три года подряд. Ему должны раз в год или раз в два года зарплату поднимать. У нас по номинальным заработным платам темп тоже снизился. Номинальные заработные платы в прошлом году выросли на 10-11%. А средний рост за 2021-2024 год – на 17%. То есть это тоже говорит о том, что работодатели заработную плату поднимают, но поднимают не на таком уровне. Но это вопрос уже, понятно, не к Национальному банку и даже, наверное, не к правительству. Этот вопрос к  работодателям, к бизнесу: почему они не поднимают, не растут заработные платы?» – сказал он.

Тимур Сулейменов напомнил, что правительство разработало комплекс мер по повышению реальных доходов населения до 2029 года. Однако, по его статистике, в стране наблюдается снижение этих доходов.

«Снижение реальных доходов населения есть на уровне 1,5-2%. Это есть, это официальная статистика. И это, безусловно, вызывает определенные опасения, но это не 10%. Первый вопрос – это номинальная зарплата, как меняется, а второе, как меняется покупательная способность тех же самых денег. Условно, у вас зарплата была 300 тыс. в 2022 году, но в 2022 году это были одни деньги, а в 2026 году это другие деньги. И покупательная способность снижается из-за того, что есть высокая инфляция. Поэтому с нашей стороны мы обязаны снижать инфляцию с тем, чтобы покупательная способность наших зарплат, доходов, пенсий, чего угодно, не снижалась, либо снижалась, но гораздо медленнее, нежели сейчас», – отметил глава Нацбанка.

На вопрос о том, когда же жители страны увидят плоды работы Нацбанка, ведь базовая ставка не изменилась, Сулейменов констатировал: сложный вопрос, так как мы не живем в изоляции.

«Наша финансовая система интегрирована в мировое финансовое сообщество. Поэтому и везде могут быть как позитивные факторы, так и негативные. Сейчас, наверное, последний год у нас достаточно много неопределенностей именно с внешней среды. Поэтому гарантии давать о том, что будет намного лучше, инфляция снизится, сложно. Но, безусловно, работа наша и наш прогноз в том, что инфляция снизится до однозначных уровней по итогам этого года. И мы это таргетируем, что она должна уйти меньше 10%, желательно еще ниже», – пообещал он.

Средняя номинальная зарплата в Казахстане за год выросла на 10%. Но на фоне высокой инфляции реальные доходы населения продолжают снижаться. По оценкам экспертов, в октябре падение реальных доходов достигло 10% – такого уровня в стране не фиксировали последние 25 лет.

Вместе с тем рост цен все больше вызывает страх у населения. Еще к ноябрю прошлого года каждый четвертый казахстанец (25,2%) заявил, что совершенно не уверен в своей экономической стабильности на ближайшие 12 месяцев. Еще 20,2% скорее не уверены в завтрашнем дне. Также среди страхов – остаться без работы. Большинство казахстанцев уверены, что с 1 января 2026 года цены поползут вверх, бизнес начнет закрываться, а люди потеряют работу. 

Читайте также