Политолог о роли Казахстана в Совете мира: Трамп видит в Токаеве равного партнера
Подписание президентом Касым-Жомартом Токаевым устава «Совета мира» — новой глобальной инициативы Дональда Трампа — стало главной новостью из Давоса. Казахстан оказался в числе 18 стран-основателей структуры, которая претендует на роль альтернативы старым международным институтам.
Как этот шаг укрепит позиции нашей страны в новой архитектуре глобальной безопасности и какие возможности это открывает для продвижения национальных интересов? Мы обсудили это с Антонио Алонсо Маркосом — известным политическим аналитиком, профессором политологии и государственного управления в Университете CEU San Pablo (Мадрид, Испания).
Эксперт уверен: Астана официально перешла из региональной лиги в высшую мировую политику.
– Профессор, многие называют подписание Устава «Совета мира» неожиданным шагом. Как Вы оцениваете это событие?
– Это не просто событие, это колоссальная возможность для Казахстана. Давайте говорить прямо: это не просто финальный результат какой-то одной инициативы, это начало внедрения новых глобальных механизмов, которые Дональд Трамп начинает разворачивать по всему миру.
Для Казахстана участие в этом процессе означает смену статуса. Вы больше не играете в «региональной лиге». Казахстан переходит в «Премьер-лигу» или, если хотите, в «Лигу Чемпионов» мировой политики. Это место, где принимаются реальные решения, а не просто делаются протокольные заявления.
– Почему вообще возникла необходимость в такой структуре? Разве нам не хватает ООН?
– Мы живем в другом мире. Мои сомнения развеялись: мы видим, что Трамп фактически «отключает» (switching off) ООН как неэффективную организацию. Посмотрите правде в глаза: за последние четыре года ООН и Совет Безопасности показали свою полную беспомощность. Они не смогли решить ни украинский кризис, ни проблему в Газе. Старые механизмы сломаны, они больше не работают.
Трамп, как очень успешный переговорщик, создает альтернативу. В свой прошлый срок он запустил «Авраамские соглашения», теперь – «Совет мира». И для Казахстана быть у истоков этой новой, работающей структуры – значит быть на передовой международной игры.
– На видео из Давоса заметна «личная химия» между лидерами. Президент Токаев даже процитировал личный документ Трампа о его победах. Насколько важен этот личный контакт?
– Мнение Дональда Трампа о Токаеве очень высокое. Это критически важно. Трамп – специфический лидер. Мы знаем, как неуважительно он может относиться к тем, кого не ценит – вспомните его риторику в адрес Мадуро или даже руководства Испании, о котором он отзывается ужасно.
Но в случае с Казахстаном все ровно наоборот. Трамп ведет себя с Токаевымподчеркнуто вежливо и деликатно. Он видит в нем равного партнера. Еще во время саммита «C5+1» Трамп подчеркивал свою особую связь (special connection) с Президентом Казахстана. Более того, есть информация, что он рассматривал возможность приглашения Казахстана и Узбекистана на саммит G20 в качестве наблюдателей. Это уровень доверия, который невозможно купить, его можно только наработать.
– Не навредит ли такое сближение с США отношениям с соседями – Россией и Китаем?
– Напротив, это блестящая реализация вашей традиционной многовекторнойполитики. Да, участие в «Совете мира» показывает, что в данный момент вы ближе к инициативам США, чем к Китаю или России. Но вся прелесть казахстанской дипломатии в том, что вы умеете комбинировать интересы. Никто не говорит о разрыве связей с Москвой или Пекином – это было бы невозможно. Но Казахстан демонстрирует, что способен объединять интересы мировых держав на своей территории и продвигать собственные национальные цели.
– Ваш прогноз: что этот «Совет мира» даст Казахстану на практике?
– Это инструмент влияния. Как я уже сказал, старые организации больше не решают реальных проблем. «Совет мира» – это механизм надежды. Трамп не будет использовать его, чтобы диктовать волю, а Токаев не тот лидер, который будет слепо подчиняться. Это партнерство. Для Астаны это шанс продвигать свои национальные интересы напрямую через Вашингтон, минуя бюрократию ООН. Вы оказались в нужном месте в нужное время.
Ранее «Курсив» писал, что Казахстан стал участником Совета мира, созданного по инициативе Трампа, не внося финансовый взнос в размере $1 млрд, предусмотренный уставом организации как добровольный.