Казахстан хочет заработать на «сверхприбылях» от добычи урана и золота

Со вступлением в силу с 2026 года нового Налогового кодекса и прочими изменениями правительство значительно ужесточает требования к налогообложению горнорудных компаний, сообщается в прогнозе MINEX Kazakhstan на 2026 год. В частности, речь идет о росте налогов с добычи урана и золота при повышении рыночных цен на эти металлы.
«Урановый сектор сталкивается с особенно агрессивным повышением налогов, отражающим желание правительства изымать «сверхприбыли» в периоды высоких цен на сырье», – говорится в опубликованном документе.
Плоская ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 6%, действовавшая в 2023 году, была повышена в 2025 году до 9%, а в 2026 году она трансформирована в многоуровневую систему, основанную на объеме добычи. Ставка НДПИ составит 4% при добыче до 500 тонн урана в год, 6% – для 500-1000 тонн, 9% – 1-2 тыс. тонн, 12% – 2-3 тыс. тонн, 15% – 3-4 тыс. тонн, 18% – более 4 тыс. тонн.
Кроме того, применяется дополнительная ставка, если средневзвешенная цена фунта закиси-окиси урана U3O8 (крупнейший производитель урана «Казатомпром» и другие компании чаще всего продают уран именно в виде U3O8, один кг = 2,5998 фунта) превышает определенные пороги (от +0,5% при цене выше $70 за фунт до +2,5% при цене выше $110 за фунт).
В прогнозе отмечается, что эта структура непропорционально сильно влияет на крупных производителей, таких как совместные предприятия «Казатомпрома», фактически действуя как налог на непредвиденную прибыль.
Также прогрессивная шкала НДПИ внедряется для золота и серебра. Если ранее ставка на золото была зафиксирована на уровне 5%, а затем поднята до 7,5%, то с 1 января 2026 года вводится гибкий диапазон от 7,5% до 11%.
Таким образом, налоговая нагрузка становится прямо зависимой от рыночных котировок: рост мировых цен на драгметаллы будет автоматически увеличивать ставку налога.
В 2025 году и в начале 2026 года золото неоднократно пробивало рекордные исторические ценовые отметки. В конце января золото достигало на биржевых торгах более $5,3 тыс. за унцию (31,1 грамма).
В документе отмечается, что для новых проектов, лицензии на которые будут выданы после 1 января 2027 года, вводится механизм роялти. С учетом цикла геологоразведки его реальное фискальное применение начнется лишь в 2030-е годы. Ставки роялти будут обратно пропорциональны глубине переработке, создавая долгосрочный стимул для инвестиций в высокие переделы. Для сырой руды ставка будет около 13% – заградительная ставка для ограничения экспорта сырья. Для концентрата она составит около 10% – для поощрения базового обогащения. На обработанные металлы она составит около 7% – минимальная ставка для стимуляции плавки и рафинирования.
Для действующих предприятий и контрактов, заключенных до 2027 года, основным инструментом остается НДПИ. Система включает дифференциацию ставок для поощрения переработки внутри страны (снижение налоговой нагрузки при поставке на отечественные заводы). Также вводится ставка в 0% сроком на пять лет для новых низкорентабельных или геологически сложных месторождений, что позволяет ввести в оборот маржинальные запасы.
Кроме того, с введением нового Налогового кодекса стандартная ставка НДС выросла в 2026 году с 12% до 16%, напоминают в прогнозе. Это увеличивает операционные расходы горнодобывающих компаний, особенно в части закупки товаров и услуг. Однако процедуры возврата НДС были упрощены для смягчения ограничений ликвидности у экспортеров. Для того, чтобы противостоять снижению восполнения запасов НК разрешает 100% вычет расходов на геологоразведку.
Из изменений в прогнозе также упоминается введение прогрессивного налога на дивиденды. Суммы до 230 тыс. месячных расчетных показателей или 994,75 млн тенге в 2026 году облагаются налогом по ставке 5%, свыше этого порога – по ставке 15%. Кроме того, отменено освобождение недропользователей от налога на прирост капитала при продаже акций, находившихся в собственности более трех лет. Это меняет расчеты выходы для частного капитала и институциональных инвесторов.
Нацкомпании укрепили приоритет
Поправки в Кодекс о недрах значительно расширили привилегии «Казатомпрома». Нацкомпания теперь имеет приоритетное право на получение лицензий на разведку любой перспективной площади, содержащей урановое оруденение. Принцип «первый пришел – первый получил» здесь не применяется.
Если частный недропользователь, ищущий другие полезные ископаемые, обнаруживает уран, он не получает права на его добычу. Он может быть вынужден вернуть блок государству, если «Казатомпром» не согласится на совместное предприятие.
Также введены ограничения на передачу прав на разработку месторождений. Для любого нового контракта на недропользование, присужденного «Казатомпрому», передача прав строго ограничена. Нацкомпания должна сохранять не менее 75%-ную долю в СП (по сравнению с прежними 50%), обеспечивая контрольный пакет.
В дополнение ко всему вводится механизм обмена «технологии на ресурсы». Для продления существующих контрактов или увеличения объемов добычи иностранный партнер должен либо согласиться на то, что «Казатомпром» будет владеть не менее 90% доли в СП, либо передать технологии конверсии и обогащения урана. Это требование, по сути, обязывает иностранных партнеров помогать Казахстану продвигаться вверх по цепочке создания стоимости ядерного топлива – от производителя желтого кека (концентрат природного урана) до фабрикатора топлива – как плату за дальнейший доступ к его урановым месторождениям.
Кроме того, несмотря на то, что Кодекс о недрах 2018 года внедрил лицензионную модель западного образца («первый пришел – первый получил») для привлечения юниоров, прогноз 2026 года выявил стратегическое отступление от этой модели в отношении активов, считающихся «критическими» для национальной безопасности, отмечается в документе.
Доминирующее положение в неурановом секторе возвращает себе национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук». В 2026 году ожидается законодательное полное восстановление приоритетного права «Тау-Кен Самрук» на получение лицензий на разведку и добычу критических минералов (редкоземельные металлы, вольфрам и так далее) без конкурсного аукциона. Это знаменует сдвиг в сторону «государственного капитализма», где правительство обеспечивает контроль над ранними этапами цепочки поставок материалов для энергетического перехода. 16-й форум MINEX Казахстан пройдет в Астане 15-16 апреля 2026 года.