
Автосборочная площадка компании «Азия Авто» в Усть-Каменогорске, где долгие годы собирались автомобили разных марок, является интересной для различных потенциальных инвесторов, сообщил министр промышленности и строительства Ерсайын Нагаспаев. Он напомнил, что соответствующий суд по «Азия Авто» прошел в 2025 году.
«База (в Усть-Каменогорске, где можно производить автомобили – Курсив) в настоящее время есть. Рабочие есть. Мы этот вопрос рассмотрим. Принимаем (предложения о покупке автоплощадки – Курсив). Да-да, есть (предложения о покупке площадки – Курсив). Да, казахстанцы есть (среди тех, кто интересуется покупкой площадки – Курсив)», – сказал он, отвечая на вопрос о планах продать автосборочную площадку инвесторам.
Нагаспаев также отметил, что китайских инвесторов среди возможных покупателей автоплощадки в Усть-Каменогорске нет.
Возможность возобновления производства автомобилей на площадке автозавода «Азия Авто» в Усть-Каменогорске действительно рассматривалась, сообщил в конце декабря 2025 года «Курсиву» вице-министр промышленности и строительства Олжас Сапарбеков, однако этому мешают судебные тяжбы.
Различными казахстанскими судами ранее было рассмотрено множество дел в отношении «Азия Авто» и связанных с ней компаниями. Речь в них, в частности, шла о заложенном в First Heartland Jusan Bank имуществе «Азия Авто» – группа занимала деньги в «Цеснабанке», который позднее превратился в Jusan Bank (сейчас Alatau City Bank), под залог имеющихся активов.
Одно из подобных дел, к примеру, было инициировано прокурором Усть-Каменогорска, который отмечал, что в конце 2024 года у аффилированных предприятий группы «Азия Авто» имелась задолженность перед государством в сумме более 180 млрд тенге (94 исполнительных производства).
Уже в 2025 году отмечалось, что на стадии исполнительного производства, то есть по решению предыдущих судов, задолженность «Азия-Авто» перед «Жасыл Даму» составляла 65 млрд тенге, а перед Alatau City Bank – 47,6 млрд тенге.
В декабре 2025 года специализированный межрайонный экономический суд ВКО отказался признать «Азия Авто» банкротом – с соответствующим заявлением туда обращался орган госдоходов из-за налоговой задолженности группы в 807,3 млн тенге.
Площадку «Азия Авто» предложили оживить
В декабре прошлого года депутат Серик Ерубаев предложил премьер-министру Олжасу Бектенову использовать для выпуска автомобилей и сельхозтехники имеющуюся инфраструктуру так и не запущенного официального автозавода «Азия Авто».
Депутат отметил, что за годы независимости Казахстан неоднократно предпринимал попытки сформировать собственное автомобильное производство. Однако результаты в этом направлении до последних лет не соответствовали объемам оказанной господдержки.
В частности, по его словам, общий объем всех налоговых льгот, таможенных преференций и индустриальных субсидий по «Азия Авто» составил 361 млрд тенге. Эта компания ввозила из-за рубежа беспошлинно автокомпоненты. При этом она так и не запустила полноценное автопроизводство в Усть-Каменогорске, ограничившись «отверточной сборкой», сообщил Ерубаев.
По его мнению, текущее состояние «Азия Авто» следует рассматривать как важный и очень дорогой урок, который должен позволить избежать повторения подобных ошибок при реализации новых индустриальных проектов.
Ерубаев напомнил, что в настоящее время в Казахстане реализуется несколько проектов по производству автомобилей, в частности костанайский мультибрендовый кластер AllurAuto и алматинский завод Hyundai Trans Kazakhstan. Оба не ограничиваются сборкой автокомплектов, но и планируют осуществлять производство запасных частей.
В этой связи депутат предложил выработать предложения по использованию производственных мощностей компании «Азия Авто» для развития данных проектов, либо направить их на выпуск сельскохозяйственной или иной техники. Он отметил, что на «Азия Авто» трудились местные квалифицированные кадры, которые можно было бы использовать на аналогичном производстве.
Как закрылся завод «Азия Авто»
Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР, в настоящее время министерство промышленности и строительства) несколько лет назад предъявило претензии к группе компаний «Азия Авто» (в группу входили «Азия Авто» и «Азия Авто Казахстан»).
Ключевой претензией стало неисполнение в оговоренные в соглашении сроки достаточного уровня локализации производства. Мининдустрии заключило соглашение о промсборке транспортных средств с «Азия Авто» и «Азия Авто Казахстан» 24 июня 2010 года и 28 июня 2012 года соответственно. Предприятия обязались организовать сварку и окраску не менее одной модели моторного транспортного средства с 24 июня 2017 года и с 1 декабря 2019 года соответственно.
Поскольку, как утверждали в МИИР, «Азия Авто» и «Азия Авто Казахстан» не исполнили свои обязательства к указанному сроку, то министерство 11 апреля 2020 года направило уведомление о расторжении соглашений. Компаниям дали месяц на то, чтобы объяснить причины неисполнения обязательств и перечислить меры, которые принимаются для устранения нарушений; однако никакой информации от них не поступило. После этого МИИР запустило механизм расторжения контракта.
В «Азия Авто» отмечали, что законных оснований для расторжения соглашений не было, поскольку сроки исполнения обязательств были продлены до конца 2020 года дополнительным соглашением, подписанным сторонами. Также в «Азия Авто» не усматривали «формальных и сущностных препятствий» к заключению нового соглашения о промсборке после 31 декабря 2020 года.
Компания сообщала «Курсиву», что вложила в строительство мощностей полного цикла $76 млн, а ввести проект мощностью 50 тыс. машин в год в эксплуатацию планировала в 2021 году. Промедление же группа связала с коронавирусом.
Между тем 12 августа 2020 года специализированный межрайонный экономический суд Нур-Султана (сейчас Астана) запретил государственным органам выдачу «Азия Авто» и «Азия Авто Казахстан» каких-либо преференций, льгот, мер стимулирования, налоговых и таможенных освобождений, предусмотренных допсоглашением. 24 августа суд признал допсоглашение недействительным, а первоначальное соглашение о промсборке – расторгнутым.
Владелец «Азия Авто» Анатолий Балушкин занимал на тот момент 35-е место в списке богатейших казахстанцев по версии Forbes с состоянием в $153 млн. Помимо казахстанских активов, ему принадлежала сеть автосалонов в России, гражданином которой он стал.
В начале декабря в Генеральной прокуратуре РК сообщали, что гражданин РФ Балушкин не будет передан Казахстану для отбывания наказания. В 2025 году суд в Усть-Каменогорске заочно приговорил его к девяти годам лишения свободы по делу о мошенничестве и причинении ущерба государству на сумму более 174 млрд тенге.