КТЖ не дали резко поднять тарифы на железнодорожную сеть

Национальной компании «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) не разрешили досрочно повысить тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети на 2026–2030 годы. Регулятор отклонил заявку из-за неполного пакета подтверждающих документов.
Почему компания просила пересмотра тарифов
По данным из базы «Монополист», заявку компания подала в середине февраля, сославшись на корректировку инвестиционной программы. В пояснительных материалах КТЖ указала, что после пересмотра инвестплана ее расходы на 2026 год должны вырасти с примерно 604 млрд до 881 млрд тенге, а расходы периода — с 80 млрд до 357 млрд тенге. Доходы по регулируемым услугам магистральной сети прогнозировались на уровне более 1,18 трлн тенге.
Что изменилось в инвестпрограмме
Основной рост затрат компания связывала с увеличением выплат по основному долгу и процентам по займам, привлеченным на инфраструктурные проекты.
Среди них — строительство линий Дарбаза – Мактаарал, Бахты – Аягоз и Кызылжар – Мойынты, модернизация участка Алтынколь – Жетыген, развитие инфраструктуры на направлении Бейнеу – Мангистау, а также обновление вокзалов и расширение пропускной способности станций.
Повышение ставок почти на 80%
В тарифной заявке предлагалось увеличить коэффициенты к ставкам примерно на 80%. Повышение планировалось для всех видов грузов, кроме социально значимых продовольственных товаров.
При этом действующее решение Комитета по регулированию естественных монополий Казахстана уже предусматривает сохранение тарифов на 2026–2027 годы и их поэтапный рост на 4–5% в год в 2028–2030 годах.
После рассмотрения материалов регулятор отказал КТЖ в пересмотре тарифов.
Что дальше
Ранее «Курсив» рассказывал о том, что новые тарифы КТЖ могут спровоцировать рост цен буквально на все. Нефтегазовый эксперт и бывший член общественного совета Минэнерго Олжас Байдильдинов объяснил, почему текущие счета за коммуналку незначительно растут и чего ждать рынку в ближайшие два года.
Накануне компания KEGOC также подала заявку на повышение тарифов, объяснив это ростом зарплат и стоимости закупаемой электроэнергии.