По уровню цифровизации экономики Казахстан занял 50 место из 85
По уровню цифровизации экономики Казахстан занимает 50-ю строчку рейтинга из 85 государств и находится в группе начинающих игроков с зарождающейся цифровой экономикой, а ближайшими «соседями» РК в рейтинге являются Турция, Аргентина, Чили и Хорватия. К такому выводу пришли аналитики компании The Boston Consulting Group в статье «Казахстан на пути к цифровой экономике», опубликованной накануне Астанинского экономического форума. Причем, согласно исследованию, доля расходов на интернет-рекламу в Казнете не превышает 10% от общих расходов на рекламу.
На протяжении последних пяти лет BCG комплексно отслеживает развитие цифровой составляющей глобальной экономики в 85 странах мира, и на основе исследований определяет комплексный индекс цифровизации экономики e-Intensity, который позволяет как определить уровень цифрового развития отдельно взятой страны, так и ее место в мировой табели о рангах. Проанализировав значение комплексного индекса e-Intensity в этом году, эксперты пришли к выводу, что в глобальном масштабе уровень цифровизации экономик неуклонно растет: среднее значение индекса e-Intensity для всех 85 стран выросло почти в два раза.
При этом цифровой разрыв между государствами-лидерами и отстающими странами увеличивается год от года. Это означает, отмечают авторы отчета, что догоняющим странам, к числу которых относится и Казахстан, следует больше обращать внимание не столько на позицию в рейтинге, сколько на недопущение сильного увеличения разрыва с лидерами.
С 2010 по 2015 годы среднегодовой темп роста индекса e-Intensity для Казахстана составил 23%, это немногим меньше, чем для России с 24% и в странах БРИК в целом (27%). Лидером по темпам роста и по абсолютной позиции среди стран БРИК является Китай с ростом e-Intensity на 33%. По уровню развития базовой составляющей цифровой экономики – интернет-инфраструктуры – Казахстан опережает все страны БРИК. Однако две другие составляющие – объем онлайн-расходов и уровень вовлеченности в использование интернета – пока находятся на более низком уровне, чем у государств БРИК.
В нестабильной экономической ситуации, наблюдающейся с августа прошлого года, авторы исследования видят путь к сохранению конкурентоспособности именно в развитии цифровой составляющей совместными усилиями государства и бизнеса, в том числе в традиционных отраслях – транспортно-логистической инфраструктуре, образовании, здравоохранении.
На первых ролях
По уровню развития интернет-инфраструктуры Казахстан за последние четыре года поднялся в глобальном рейтинге с 44 на 36 позицию, главным образом благодаря росту уровня проникновения интернета среди домохозяйств и организаций, а также в результате повышения предоставляемой скорости загрузки и скачивания. Темпы роста проникновения интернета в Казахстане сравнимы с теми, что наблюдаются в России, но уступают Китаю и Бразилии.
Согласно цифрам, которыми оперируют чиновники, в стране насчитывается около 8 млн пользователей, однако эксперты отмечают, что при этом не совсем корректно говорить о том, что доступ к Сети имеют половина граждан страны. «Интернет-пользователь должен как минимум трижды в день выходить в интернет, причем как с десктопа, так и с мобильного устройства. Это не количество населения», – утверждает президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров.
В части развития скорости мобильного интернета Казахстан значительно опережает Россию и Бразилию, но отстает от Китая, который является не только безусловным лидером среди стран БРИК, но и входит в топ-10 стран в мире по данному показателю. Отмечая наличие в Казахстане хорошей инфраструктуры для дальнейшей цифровизации экономики, эксперты BCG говорят о необходимости сделать следующий шаг, связанный со стимулированием онлайн-активности, с вовлечением в цифровую экономику государства, бизнеса и граждан.
В этом отношении, к слову, государство сыграло важную роль, запустив платформу государственных услуг egov.kz. И пока электронные сервисы востребованы в основном среди жителей крупных городов. За относительно короткий срок Казахстан смог добиться объединения в единое целое баз всех государственных органов, чего пока не удалось сделать, например, в России. Это позволило полноценно реализовать систему «единого окна». Следующим шагом экспертам BCG представляется переход к онлайн-процессам полного цикла, от традиционных «живых» подписей к электронно-цифровому формату, от бумажного к электронному документообороту. «Что касается ставки на развитие государственных сервисов, то пример таких стран, как ОАЭ и Саудовская Аравия, свидетельствует, что внедрение подобных программ дает хорошие результаты для цифровизации экономики в целом», – считает партнер и руководитель технологической практики BCG Барт Банке.
В статусе догоняющих
Если ситуацию с цифровизацией государственных сервисов можно охарактеризовать как относительно благополучную и удовлетворительную, то электронная коммерция, несмотря на рост, еще не заняла серьезных позиций. По данным BCG, ее доля в общем объеме розничной торговли в Казахстане составляет 0,5% (для сравнения, в России 3,3%, а в Китае 8,4%). Аналитики международной компании указали на недостаточно развитую инфраструктуру доставки, особенно за пределами двух крупнейших городов, непрозрачность рынка курьерских услуг, а также низкое проникновение электронных способов оплаты. «Сами пользователи еще не вполне освоились в новых возможностях интернета и находятся скорее на этапе ознакомления, больше вовлекаясь в информационный обмен, социальные сети, чем в покупки и мобильные сервисы», – утверждает Барт Банке. С международным экспертом в чем-то согласны игроки отечественного рынка. «Многие пользователи по-прежнему боятся покупать в интернете. Они могут просматривать сайты, сравнивать характеристики товаров, читать отзывы и делать выводы, но за покупкой пойдут в магазин привычного формата», – утверждает исполнительный директор Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса Лаура Шаймаханбетова.
Исследования, проведенные в рамках определения индекса e-Intensity, свидетельствуют, что доля расходов на интернет-рекламу в Казахстане в 2014 году составила лишь 8% от общих расходов на рекламу. В России этот показатель составляет 28%, а в Китае – 43%. Одной из причин эксперты называют недостаточно высокий уровень квалификации специалистов в сфере маркетинга и разработки ПО, которые не видят всего потенциала интернет-технологий в рекламе и таргетировании покупателей. «Несмотря на имеющиеся барьеры, мы считаем, что развитие интернет-рекламы в Казахстане имеет высокий потенциал. Этот канал позволяет рекламодателям с более высокой точностью и меньшими издержками находить свою аудиторию», – утверждают авторы отчета.
Индекс BCG e—Intensity
Индекс цифровизации экономики рассчитывается как средневзвешенная сумма трех суб-индексов: доступность интернета, онлайн-расходы, активность пользователей. Суб-индекс «Доступность интернета» отображает степень развития инфраструктуры, наличие и качество доступа в интернет. Суб-индекс «Онлайн-расходы» включает в себя расходы на онлайн-розницу и рекламу-онлайн. Суб-индекс «Активность пользователей» рассчитывается как средневзвешенное значение суб-индексов более низкого уровня: активность компаний, активность потребителей и активность государственных учреждений. В качестве источников данных использовались международные ежегоднообновляемые отчеты такие как: отчеты Gartner, Ovum, Pyramid Research, Euromonitor, отчет ООН об уровне развития электронного правительства (E-Government survey), отчет Всемирного экономического форума о степени развития информационных технологий (The Global Information Technology Report).