Не нефтью единой, но и без нее никак
Есть ли будущее у нефти и какие в связи с этим перспективы открываются перед Казахстаном – пытались понять участники бизнес-завтрака, который организован многофункциональным комплексом Talan Towers при поддержке Forbes Kazakhstan.
Традиция бизнес-завтраков сравнительно новый формат общения в Казахстане, однако он уже зарекомендовал себя как успешный.
«Основной посыл – что все люди деловые и экономят время. А тут, пока пьешь кофе, можешь обсудить какие-то важные проблемы и перспективы отрасли. Тем более что в Астане появилось такое замечательное место для проведения такого рода, а также иных мероприятий, как Talan Towers», — говорит издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов.
Комплекс Talan Towers представлен двумя башнями, в одной – бизнес-центр класса люкс Talan Towers Offices, во второй – пятизвездочный отель международного уровня The Ritz-Carlton, Astana. Соответственно, комплекс может предложить клиентам весь спектр услуг. Бизнес-завтрак ключевых игроков нефтегазового рынка проходил в бальном зале гостиничного комплекса.
Как и предсказал организатор встречи, неспешно попивая кофе, гости встречи обсуждали перспективы отрасли.
«Мы видим, что по сравнению с предыдущими годами у нас намечается рост добычи. Если в 2016 году мы добывали 78 миллионов тонн нефти, то по итогам прошлого года мы вышли уже на 90 миллионов тонн. В первую очередь это стало возможно благодаря наращиванию мощностей крупных месторождений – Кашаган, Тенгиз-Шевроил. Ожидается, что в ближайшие годы мы сохраним эти объемы», — говорит генеральный директор ассоциации «KAZENERGY» Асет Магауов.
При этом, как отметил спикер, есть и проблемы: крупные месторождения дают около 60% казахстанской нефти, остальные – порядка 40%, но именно более мелкие месторождения снабжают казахстанские НПЗ. Пока все три казахстанских завода трудностей с сырьем не испытывают, более того, в стране существует профицит бензина, но в более долгосрочной перспективе могли бы возникнуть сложности.
«Мы активно работали в этом направлении: было изменено законодательство – упрощено право недропользования, были отменены некоторые обязательства по социальной нагрузке, по обучению сотрудников в период разведки, были отменены бонусы коммерческого обнаружения. Для морских проектов были введены льготы в налоговом законодательстве. И мы видим, как возрождается интерес таких компаний, как «Лукойл» «ENI» к морским проектам», — объяснил Магауов.
Сейчас на стадии разработки – поправки в Экологический кодекс и сопутствующие законы. Транснациональные компании, инвестирующие в нефтегазовый сектор Казахстана, оценивают ситуацию на рынке как благоприятную. Да, есть проблемы высоких затрат и другие, но все они решаемы.
«Мы отлично понимаем, что если мы хотим удержать свой бизнес и предложить новый проект стране, то должны делать разбивку затрат по этапам. Потому что сейчас очень сложно прогнозировать, какой будет цена на нефть через несколько лет. Наша компания прогнозирует и подъемы цен, и спады. И, если мы хотим сохранить точку безубыточности, то нам надо оптимизировать затраты», — говорит управляющий директор компании Total Паскаль Бреан.
В первую очередь инвестор предлагает упростить вход на рынок новых игроков, дабы увеличить конкуренцию между существующими компаниями и как можно активнее использовать в бизнесе возможности цифровизации. Как напомнил Паскаль Бреан, искать новые пути привлечения инвесторов должен и Казахстан, ведь это тоже один из элементов конкурентоспособности страны.
Председатель концерна Shell в Казахстане Оливье Лазар рассказал о проекте Хазар-Каламкас. Это перспективное месторождение, расположенное в Каспийском море. Как признался спикер, разрабатывать морские месторождения непросто и компании очень нужна поддержка правительства и профильной ассоциации.
«Он не был включен в законодательство, касающееся договоров о разделе продукции. И этот вопрос нужно решить. Нам нужна активная помощь от министерства энергетики, от других государственных органов. Кто-то может сказать: зачем менять законодательство, ради нескольких компаний? Но надо понимать, что этот проект – первый казахстанский на море и, чтобы в дальнейшем гарантировать успешность освоения Каспийского моря, надо сделать так, чтобы он состоялся», — уверяет Оливье Лазар.
На сегодняшний день стоимость разработки Каспийского моря в три раза выше, чем аналогичные проекты в Мексиканском заливе. И, как сообщил Оливье Лазар, кроме объективных факторов, среди которых более сложный климат, мутная вода и другие, цену увеличивает дорогой сервис.
Напомним, активная фаза строительства на месторождениях Каламкас-море и Хазар запланирована на 2021 – 2027 годы. То есть, нефть с этих месторождений пойдет еще весьма не скоро. Но будет ли она востребована на рынке в будущем? Эксперты единодушны в своих оценках:
«Мы рассматриваем несколько вариантов развития нефтегазового сектора в будущем. Мы видим большой потенциал в развитие возобновляемых источников энергии и активно работаем над такого рода проектами в том числе в Казахстане. Но также мы видим и долгосрочное будущее нефти и газа. Мы пытались оценить: способно ли человечество придерживаться того плана по сокращению выбросов парниковых газов на 2% в год, как прописано в Парижском соглашении и понимаем, что для этого нужны невероятные усилия общества и государств, обширные проекты в области ВИЭ. Но даже при условии выполнения этих экстремальных задач, нефть и газ будут занимать порядка 85% энергобаланса вплоть до 2050 года», — говорит Оливье Лазар.
Солидарны с ним и Асет Магауов, и Паскаль Бреан. И это, на самом деле, благо для Казахстана.
«Если говорить трендах, Казахстан наращивает нефтедобычу. Сегодня наша страна добывает более 90 миллионов тонн нефти и в будущем эти цифры будут лишь расти. Кроме того, нельзя забывать, что нефтегаз – это более 60% Нацфонда страны и более 30% бюджета. Поэтому от того сколько нефти мы добываем и по какой цене продаем, зависит так или иначе жизнь каждого казахстанца», — отмечает модератор бизнес-завтрака Арманжан Байтасов.
После бизнес-завтрака гости отправились на экскурсию по бизнес-центру Talan Towers Offices. На сегодняшний день это , пожалуй, единственное офисное здание, способное предоставить своим клиентам люкс-услуги. Здесь – самые быстрые в Казахстане лифты повышенной комфортности, офисное пространство свободной планировки и очень высокие требования к безопасности. Мало того что видеонаблюдение настроено таким образом, что «слепых» мест просто нет, так еще система сама выявляет потенциально подозрительных посетителей. Как пояснил гид, это называется «эффект слонения»: если человек активно ходит по этажам, заглядывает по кабинетам, проще говоря, слоняется, его изображение автоматически выводится на главный монитор службы безопасности.
Но главный бонус, который дает своим арендаторам Talan Towers, это послабление по налогам: бизнес-центр находится в зоне Международного финансового центра, следовательно, подчиняется порядкам налогообложения специальной экономической зоны.
{«preview_thumbnail»:»/sites/default/files/styles/video_embed_wysiwyg_preview/public/video_thumbnails/0SpQElwL48c.jpg?itok=K8HcDQJA»,»video_url»:»https://youtu.be/0SpQElwL48c»,»settings»:{«responsive»:1,»width»:»854″,»height»:»480″,»autoplay»:0},»settings_summary»:[«Embedded Video (Адаптивный).»]}