Как заставить МСБ выйти на фондовый рынок?
KASE намерено привлечь казахстанских предпринимателей к участию на местном фондовом рынке, но приглашение это явно не для всех. Наиболее перспективными направлениями для инвесторов является довольно короткий список: фармацевтика, АПК, логистика и перерабатывающая промышленность.
Конец минувшей недели ознаменовался встречей предпринимателей Алматы с представителями KASE и инвестиционных компаний. Как ранее сообщал Къ, основная цель данного мероприятия заключалась в том, чтобы предоставить бизнесу информацию об инструментах финансирования через фондовый рынок, который в свою очередь позволил бы отечественным компаниям увеличить капитал для развития реализации будущих планов, улучшить имидж и позицию среди клиентов и партнеров.
Участники мероприятия неоднократно подчеркивали, что KASE заинтересована в том, чтобы развивать МСБ всеми инструментами доступными для этих целей. «…Это очень большой пласт, с которым мы вообще пока не работали. А на сегодняшний день это интересный и быстро развивающийся рынок. Ведь малая компания со временем становится средней, а потом и крупной. Это вопрос времени», — отмечал управляющий директор, член правления KASE Кайрат Турмагамбетов.
По словам эксперта, в большинстве развитых экономик именно малый и средний бизнес являются базовым локомотивом экономики. В Казахстане же, как и в других развивающихся странах, основные показатели рынка в основном генерируются за счет крупных финансовых институтов и корпораций.
Безусловно, такая обстановка ни в коей мере не несет негативной направленности. Однако в то же время в стратегической перспективе было бы непрактично упускать возможность вовлечь в активную деятельность на фондовом рынке малый и средний бизнес, который, кстати, весьма нуждается в более удобных и выгодных инструментах привлечения капитала.
Ни для кого не секрет, что до настоящего времени МСБ, в основном, практикует привлечение капитала с помощью банков и своих акционеров. Эти механизмы привлечения средств используются давно и небезуспешно.
Вместе с тем, к примеру, беря в банках кредиты на развитие своего бизнеса, отечественные предприниматели сталкиваются с рядом негативных и сдерживающих факторов. Основным таким фактором являются неразвитость индустриальной инфраструктуры и высокие процентные ставки банков по кредитам.
Заместитель председателя KASE Андрей Цалюк признает этот факт, отмечая, что ставку выше 12% бизнесу обслуживать попросту непосильно. Тогда как в реальности, даже если компания имеет достаточно высокое инвестиционное качество, но при этом не является государственной, ей приходится мириться со ставками в 25-30% годовых.
Об этом говорят и предприниматели. В частности, в комментариях Къ глава компании Alma Cloud, разрабатывающей облачные технологии, Санжар Алтаев рассказал: «Проценты большие у нас от 25% годовых на юридические лица во всех банках. При маржинальности нашего бизнеса от 20 до 30% — это неподъемные проценты. В то время, как на бирже деньги не дорогие, а сам фондовый рынок — это хорошие возможности для МСБ».
Санжар Алтаев намерен попробовать силы на KASE и в настоящее время серьезно изучает процедуры выхода в эмитенты. «В первую очередь связано с желанием привлечь инвестиции через фондовый рынок. Во-вторых, мы приобретаем бесценный опыт и конечно дополнительное доверие к нашей компании», — говорит Санжар Алтаев.
Сложности не только у МСБ, но и у KASE
Согласно финансовому отчету KASE за 2015 год, формирование объема торгов на рынке акций происходило преимущественно за счет крайне нерегулярных сделок крупных эмитентов. В то время как ликвидность была сконцентрирована в основном в акциях представительского списка Индекса KASE.
В частности, доля количества сделок с акциями Индекса KASE в общем количестве биржевых сделок составила 83,4%, при том, что доля объема сделок с данными акциями не превысила 20,3%. В основном, биржевые торги проходили за счет простых акций таких эмитентов как АО «KEGOC» (17 тыс. сделок) и АО «КазТрансОйл» (более 8,7 тыс. сделок). В этой связи вполне понятен интерес Казахстанской фондовой биржи к тем компаниям МСБ, которые сумели выстроить свой бизнес на рынке и обладают какими-то узнаваемыми брендами.
Ярким примером успешности использования инструментов финансирования инвестиционных проектов при помощи фондового рынка, по словам директора департамента корпоративных финансов Freedom finance Сакена Усера, стала история выхода на IPO компании «БАСТ», обладающей медно-никелевым месторождением в Восточно-казахстанской области. Как рассказал Сакен Усер, в апреле 2015 года состоялось первичное размещение акций компании средней капитализации АО «БАСТ». Суммарный объем размещения составил 359,6 млн тенге по цене 21 827 тенге за акцию. Капитализация эмитента на момент размещения не превышала 22 млн долларов. Однако суммарный спрос достиг 427,1 млн тенге, тем самым превысив объем предложения на 6%. Открытие торгов акциями АО «БАСТ» на вторичном рынке KASE состоялось 9 апреля 2015 года. В течение года цена акции АО «БАСТ» демонстрировала положительную динамику, закончив отчетный год на отметке 36 900 тенге за акцию, что выше цены размещения на 45,5 %. Доходность данного инструмента для покупателя акций на IPO составила 94,4 % годовых.
Позже, подбивая итоговый баланс, KASE в своем финансовом отчете за 2015 год и первое полугодие 2016 года признает, что в том году более чем в 4 раза по сравнению с 2014 годом возрос объем торгов на рынке акций. Благодаря проведению IPO АО «БАСТ», продаже акций АО «Майкубен Вест Холдинг» (12,1 млрд тенге) и выкупу собственных акций АО «Народный сберегательный банк Казахстана» (объемом 24,2 млрд тенге) существенный рост также продемонстрировал объем специализированных торгов акциями, достигнув отметки 36,6 млрд тенге.
Понимая, что малый и средний бизнес обладает большим потенциалом, позволяющим максимально расширить эмитентскую и инвесторскую базы, KASE предприняла целый комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий отечественному бизнесу для вывода его на локальный рынок.
Фондовый рынок не для всех
Вместе с тем становится очевидным, что далеко не каждое предприятие МСБ может выйти на фондовый рынок. Инвестиционно-консультационные компании, такие как «Ernst & Young» и Freedom finance, предложившие помочь казахстанским компаниям с выпуском акций, собственно и не скрывают, что наиболее перспективными направлениями для инвесторов является довольно короткий список: фармацевтика, АПК, логистика и перерабатывающая промышленность.
В то время как, согласно информации национального управляющего холдинга «Байтерек», за последние 3 года доля МСБ составляет 23% всей экономики. При этом большая часть занята в секторе торговли. Можно предположить, что данное направление не сильно интересно инвесторам. Зато активно поддерживается государством. Оно и понятно, бизнес – есть бизнес, и каждый инвестиционный проект преследует цель – получение большего финансового дохода, а также прироста стоимости в будущем.
По словам известного казахстанского экономиста Магбата Спанова, сегодня все ищут резервы, поэтому развивающиеся компании МСБ и становятся интересными для игроков фондового рынка. «С другой стороны вполне понятен интерес к наиболее перспективным отраслям экономики. Возьмем, к примеру, фармацевтику. В этой сфере крутятся миллиарды долларов, а местные компании занимают лишь 10% от всего рынка. И хотя доля этой отрасли в ВВП составляет всего 0,07%, а в общем объеме промышленного производства республики — 0,2%, представляете себе, какой здесь может быть оборот?
Интерес к сельскому хозяйству тоже понятен, если обратить внимание на грядущее расширение вопроса в связи с укрепляющимся сотрудничеством с Китаем. Возможности здесь безграничны. Можно сделать акцент на продукты питания. Наиболее перспективная отрасль и логистика, если ее, к примеру, тоже рассматривать в связи с развитием «Шелкового пути». Да и в других направлениях тоже», — отмечает Магбат Спанов.
Эксперт уверен, что ключевые для казахстанской экономики факторов: падение цен на нефть в комбинации с внутренними экономическими факторами, вызванными нестабильностью национальной валюты, не могли не оказать влияния на поведение потенциальных инвесторов. В этой связи, считает эксперт, у Казахстана сейчас, наконец, появилась замечательная возможность окончательно слезть с нефтяной иглы и поднять другие перспективные отрасли экономики.