Животное из Бобруйска
Идущий в казахстанском прокате фильм дважды «оскароносной» актрисы Джоди Фостер «Бобер» с Мэлом Гибсоном в главной роли только прячется под вывеской легкой летней картины. На деле же «антидепрессивная комедия» оказывается отлично сыгранной драмой о поисках простого счастья и самого себя.
Еще на этапе производства «Бобра», когда то одни, то другие известия поступали со съемочной площадки, проект казался невероятно абсурдным – чем же может зацепить современного зрителя маленькая независимая комедия о мужчине с куклой на руке? Поводом к просмотру послужил тот факт, что постановщиком фильма стала голливудская аутсайдерша Фостер, а главную роль взялся играть главный на голливудских холмах враг Америки – антисемит, гомофоб, католик-алкоголик Гибсон.
В основу «Бобра» положена история Уолтера Блэка, владельца фабрики по производству игрушек (Мэл Гибсон), раздавленного депрессией. Выгнанный из дома многострадальной женой (Джоди Фостер) и в очередной раз неудачно повесившись, он находит тряпичного бобра, который, если надеть его на руку, начинает давать хамские, но дельные советы. Блэк самоустраняется от жизни, передоверив бобру решение текущих задач – от руководства разоряющейся фирмой до налаживания отношений с родными.
Идея мимикрии очень актуальна именно сейчас. Уставший от стрессов житель современного мегаполиса готов быть не то что бобром – сороконожкой, лишь бы не самим собой. Отсюда бешеная популярность тематических тусовок и прочих ролевых игр. Гибсоновский бобер, собственно, эту же идею и олицетворяет: если у тебя толком не получается быть собой – стань кем-то другим. Хоть меховым бобром. Правда, в итоге Фостер и Гибсон приводят нас к вполне морализаторскому выводу, что только побыв другим, ты сможешь по-настоящему обрести себя. Через боль, но по-другому никак.
Главная неожиданность, которая подстерегает зрителя, решившего посмотреть «Бобра», заключается в том, что картина – полная противоположность того представления о фильме, которое формируется в голове, когда узнаешь, что главный герой почти все время ходит с куклой-бобром на руке. Разумеется, в ленте хватает смешных моментов – здесь и секс втроем с бобром, и нестандартные маркетинговые решения, выдвинутые куклой, и много других остроумных находок, но по большей части фильм является самой настоящей драмой. У картины очень жесткая трехактная структура, он намеренно аскетичен в средствах. Вот только великолепный саундтрек Марсело Зарвоса играет в создании впечатления немалую роль.
Но прежде всего «Бобер» – фильм, конечно, актерский. Гибсон исполняет бенефис лихого безумца с холодными глазами, поставленного за грань выживания. Смотря на новую работу Гибсона, нельзя не вспомнить его «Гамлета» – возможно, лучшего из поставленных на экране. И в «Бобре» он сомнамбулически бродит из одного конца экрана в другой так, что можно говорить, что это лучший фильм в его карьере. Гибсон играет, по сути, одновременно две роли – полумертвого человека и сидящую у него на руке самодовольную куклу. Если его сейчас все же выживут из кинематографа, к чему все идет, это будет по-своему красивый финал карьеры.
И для актрисы Фостер – в недлинном списке ее режиссерских опытов «Бобер» – первый, имеющий шанс как-то запомниться. Были ею сняты в 1990-е семейные драмы «Маленький человек Тейт» и «Домой на праздники», но «Бобер» тоньше и непредсказуемей. Конечно, львиная доля американских независимых режиссеров с малым бюджетом и обманчиво простым сценарием умудряются создавать глубокое кино и выудить из камерной драмы все возможные метафоры, вплоть до библейских. И Фостер наглядно иллюстрирует, что доверяться зверю не стоит ни при каких обстоятельствах – «кто с бобром придет, тот от бобра и погибнет».
Но важнее другое – что, говоря о традиционных ценностях, Фостер отказывается от менторского тона и достигает пусть маленькой, но все же правды о тех жертвах, которые приходится принести, чтобы справиться с самым заурядным и незаметным кризисом. Хотя, в самом деле, кому знать об этом лучше, чем лесбиянке и гомофобу, сделавшим один из лучших фильмов этого года.
Скандально известныйСкандал, разразившийся между Мэлом Гибсоном и его русской экс-подружкой Оксаной Григорьевой, может привести к краху карьеры голливудского актера. После обнародования аудиозаписи с оскорблениями Мэла в адрес Григорьевой Гибсону отказали в финансировании все крупнейшие американские студии. В него была готова вложиться разбогатевшая на «Сумерках» компания Summit Entertainment, но большинство западных киносайтов дали информацию, что голливудская студия отказалась от проекта из-за расистских выпадов Гибсона. В прошлом Гибсона уже обвиняли в антисемитских высказываниях. В 2006 году актер при задержании за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения заявил, что «евреи виновны во всех мировых войнах».