Газификацию карагандинских металлургических заводов сдерживают цены
Два крупных металлургических предприятия Казахстана, располагающихся в Карагандинской области – АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) и корпорация «Казахмыс», – с 2022 года частично переведут свои энергогенерирующие мощности с угля на природный газ. Однако актуальные планы газификации предполагают заметную коррекцию объемов потребления. Газ для металлургов будет дорогим, а при нынешней модели ценообразования на рынке для них его может просто не хватить.
Чтобы быть «зеленее»
Газификация крупнейших металлургических предприятий должна помочь решить несколько важнейших задач, которые стоят перед компаниями и властями региона. Во-первых, это один из вариантов модернизации генерирующей мощности. После завершения строительства газопровода «Сарыарка» (2019 год) промышленность Карагандинской и Акмолинской областей получила возможность выбирать между несколькими основными источниками энергии – углем, электроэнергией и газом.
«Производительность газопровода «Сарыарка» составляет 2,2 млрд куб. м в год. Сейчас он не загружен полностью, в столицу поступает около 500 млн куб. м в год. Переход (промышленных предприятий на газ. – «Курсив».) и подключение потребителей в регионах позволит загрузить газопровод», – подчеркивает директор департамента газа и нефтегазохимии Минэнерго РК Куаныш Сарсекеев.
Во-вторых, газификация должна помочь властям решить накопившиеся проблемы в сфере экологии. Карагандинская область входит в группу регионов с самыми высокими эмиссиями CO2 и выбросами твердых частиц.
Во-третьих, переход на газ для компаний – это способ сэкономить в будущем на фоне усиливающегося углеродного регулирования как внутри Казахстана, так и за рубежом, считает региональный директор EY по услугам в области изменения климата и устойчивого развития в странах Центральной Азии, Кавказа и Украине Виктор Коваленко. С 2023 года в Евросоюзе ожидается ввод углеродного налога для компаний, поставляющих товары в Европу. Внедрение технологий, снижающих выбросы парниковых газов, позволит сократить базу, от которой будет рассчитываться углеродный налог. «Перевод на природный газ – это первое мероприятие, которое, очевидно, снизит выбросы и, как предполагается, снизит платежи», – объясняет Коваленко.
Промышленники задумались
На данный момент, по информации Минэнерго, среди промышленных предприятий газифицировать мощности планируют только АМТ и «Казахмыс».
В 2019 году АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) заявило о планах масштабной газификации ТЭЦ-ПВС и ТЭЦ-2 (работают на угле и мазуте). Они обеспечивают электроэнергией и теплом производственные цехи компании и город Темиртау. Предполагалось, что оператор газотранспортной сети «КазТрансГаз» (КТГ) будет поставлять 1,5 млрд куб. м природного газа в год на эти цели. Данные мероприятия стали основой стратегии компании по снижению выбросов на 30% (60 тыс. т) на 2019–2024 годы. Компания взяла на себя такие обязательства под давлением властей Казахстана в 2018–2019 годах.
Власти оценивают экологический ущерб АМТ не менее чем в 3,2 млрд тенге, из которых 1,4 млрд тенге компания уже выплатила в марте 2019-го. Остальные 1,8 млрд тенге АМТ не выплачивала, так как оспаривала решение экологических властей в суде. Однако в мае 2021 года Верховный суд обязал компанию выплатить государству упомянутую сумму. В текущем году «АрселорМиттал» вновь превысил допустимые нормы выбросов вредных веществ в атмосферу, ущерб от которых государство оценивает примерно в 1 млрд тенге.
Однако на сегодняшний день АМТ обновила свою стратегию. Теперь компания собирается отказаться только от сжигания мазута и сократила необходимый объем газа до 600 млн куб. м в год. По данным Министерства энергетики, с 2022 года «КазТрансГаз» будет поставлять 300 млн куб. м газа в год для АМТ с постепенным увеличением объемов до 600 млн куб. м. Согласно «Дорожной карте по комплексному решению экологических проблем Карагандинской области» предполагалось, что модернизация и газификация теплоэнергетических мощностей АМТ снизит выбросы предприятия на 36,6 тыс. т. Однако изменившаяся стратегия компании ставит этот прогноз под сомнение.
Помимо очевидной экологической причины модернизация энергетического оборудования компании необходима из-за большого износа ТЭЦ-2, который, по данным Минэнерго, составляет 77%. Аварийное состояние котлов мешает бесперебойному тепло- и энергоснабжению Темиртау. Как сообщили «Курсиву» в Минэнерго, в ближайшее время АМТ приступит к проектированию строительства подводящей линии от магистрального газопровода «Сарыарка» к своим объектам.
Похожей стратегией руководствуется и «Казахмыс». Корпорация планирует отказаться от мазута в пользу газа на Жезказганской ТЭЦ, которая обеспечивает электроэнергией Жезказганский медеплавильный завод. По информации Минэнерго РК, для перевода Жезказганской ТЭЦ на газ потребуется около 160 млн куб. м. природного газа ежегодно. Газ начнет поступать на ТЭЦ после строительства подводящего газопровода, предположительно с 2022–2023 годов. В отличие от «АрселорМиттал Темиртау» компания не приняла окончательного решения о газификации.
«Курсив» обратился в пресс-службу «АрселорМиттал Темиртау» и корпорации «Казахмыс» с просьбой уточнить сроки и стоимость модернизации их электростанций. На момент подготовки материала ответы не были получены.
Цена вопроса
По оценке эксперта, знакомого с условиями соглашения между компаниями и «КазТрансГазом» (КТГ), предприятия будут приобретать газ на коммерческих условиях по цене, близкой к экспортной. «Последние несколько лет «КазТрансГаз» сдерживал цены на газ на внутреннем рынке, из-за чего нес убытки, которые покрывал за счет экспорта. Предприятия договорились, что это должна быть взаимоприемлемая цена, которая не будет убыточной для КТГ. Они обсуждали, что это будет уровень экспортных цен за вычетом транспортных расходов», – пояснил собеседник «Курсива», который пожелал остаться неназванным.
По информации Минэнерго, только с 2014 по 2018 год КТГ понес убытки на внутреннем рынке примерно в 200 млрд тенге.
Относительно высокие предполагаемые цены на газ вынудили АМТ обновить стратегию по снижению вредных выбросов и переключить свое внимание с газификации на альтернативные природоохранные мероприятия.
«Предприятия хотят получить дешевый газ, но он предусмотрен только для населения. Реальная потребность, например, АО «АрселорМиттал Темиртау» достигает 1,5 млрд куб. м. Технологические возможности для поставки такого объема газа имеются, однако компанию не устраивает его коммерческая стоимость – 70 тенге за куб. м. В итоге она собирается приобретать всего лишь 300 млн куб. м», – сказал журналистам в июне текущего года руководитель управления энергетики и ЖКХ Карагандинской области Улантай Усенов.
Вторая проблема – объемы. Увеличение внутреннего потребления ограничивает экспорт и не позволяет субсидировать цены на газ для населения. Ожидается, что к 2025 году АМТ и «Казахмыс» будут потреблять 700–800 млн куб. м. По прогнозу профильного ведомства, вместе с новыми объектами газовой генерации (3,7 млрд куб. м) и газохимии (2,1 млрд куб. м) это увеличит потребление товарного газа (очищенный природный газ) в Казахстане на 27,7%, с 19,8 млрд куб. м в 2020 году до 25,3 млрд куб. м в 2025-м.
В консервативном сценарии в концепции развития топливно-энергетического комплекса страны до 2030 года в Казахстане ожидается снижение выработки товарного газа до 26,6 млрд куб. м в 2025-м (30,5 млрд куб. м в 2020-м). В таком случае свободные объемы под экспорт, которые субсидируют стоимость газа на внутреннем рынке, составят только 1,3 млрд куб. м. Это означает, что «КазТрансГаз» больше не может держать низкие цены на голубое топливо внутри Казахстана, и новые потребители должны будут платить за газ по рыночной цене.
Еще один аргумент против полной газификации – ограниченный эффект от меры на эмиссии предприятий. Во-первых, на голубом топливе будет работать лишь часть генерирующего оборудования. Во-вторых, сжигание угля на электростанциях – не единственный процесс, при котором в атмосферу попадает большой объем парниковых газов. В случае АМТ и «Казахмыса», как сообщили в Минэкологии, к таким процессам относятся выплавка чугуна и стали, производство извести, кокса и агломерата. Они составляют 80% всех выбросов компаний.
В подготовке материала принимала участие Ксения Безкоровайная.