Казахи не попали в Ирак
«Разведка Добыча «Каз-МунайГаз» отказалась от своих планов на крупнейшее газовое месторождение «Аккас» в Ираке. Компания проинформировала иракское правительство и партнера по консорциуму Korea Gas Corporation (KOGAS) о прекращении своего участия в дальнейших переговорах.
«К сожалению, в ходе переговоров не удалось разрешить некоторые вопросы, возникшие на поздней стадии, и, как результат, не получилось выработать согласованный документ, в полной мере отвечающий интересам всех сторон», – поясняется в распространенном пресс-релизе.
В РД КМГ отказались сообщить «Къ», какие именно вопросы не удалось урегулировать после тендера. В компании ответили, что минимальная сумма, которую согласны были инвестировать в совместную разработку «Аккаса», составляла $25 млн. Полностью инвестиционный план не разрабатывался, поскольку не был заключен предварительный сервисный контракт.
Возможно, компания сама поняла неэффективность таких вложений, предположил в разговоре с «Къ» один из экспертов отрасли. Консорциум согласился получать по $5,5 за каждый дополнительно добытый баррель нефтяного эквивалента, напоминает он. РД КМГ проще инвестировать в другое месторождение, где компания сможет получать операционную прибыль, а не работать по установленной ставке.
Также, по мнению эксперта, материнская компания АО «НК «КазМунайГаз» могла предложить свои добывающие активы для покупки.
Право на разработку «Аккаса», крупнейшего газового месторождения в Ираке, РД КМГ получила в октябре прошлого года в результате третьего раунда тендеров. Участие в нем казахстанская компания принимала вместе с корейской KOGAS. Практически такой же состав был в неудачном первом иракском тендере на нефтяное месторождение «Гарраф».
В соответствии с условиями успешного аукциона, 25% активов должно было принадлежать государственной компании Ирака, а оставшаяся часть разделена поровну – 37,5% на 37,5%.
Изначально заключить контракт по «Аккасу» планировали 14 ноября прошлого года. Однако его подписание откладывалось несколько раз, в отличие от двух других контрактов с турецкой госкомпанией Turkiye Petrolleri Anonim Ortakl (TPAO) на месторождения «Мансурия» и «Сиба». По ним правительство Ирака соглашения подписало практически сразу после тендера (его выиграли также консорциумы во главе с TPAO).
Результаты аукциона KOGAS – РД КМГ пытались оспорить местные власти западной провинции Анбар, где расположен «Аккас». По информации Dow Jones Newswires, они отклонили несколько положений контракта, в частности то, в котором оговариваются возможности экспорта газа, и попросили дать разъяснения.
В декабре 2010 года, после встречи с южнокорейским послом в Багдаде, глава западной провинции Анбар Джасим Мухаммед Хамад Кроме заявлял, что разногласия удалось урегулировать.
В РД КМГ тогда поясняли, что для подписания контракта остались кое-какие формальности.
«Не думаю, что отказ от участия в проекте в Ираке – это смена экспансии на зарубежные рынки», – говорит заместитель руководителя отдела инвест-анализа ГК «Алор» Дмитрий Лютягин. По его мнению, вопрос заключается в стоимости так называемой прибыльной нефти и газа, то есть тех углеводородов, которые компания сможет продавать и за счет которых будет окупать капитальные вложения в месторождения. Работа в этой стране предполагает, что иракское правительство берет себе основные доходы от добычи и оставляет компаниям, занятым в разработке месторождения, предварительно оговоренную стоимость одного условного барреля, поясняет он.
АккасНефтегазовое месторождение в Ираке. Считается крупнейшим на территории страны. Находится рядом с границей с Сирией. Запасы составляют 113,3 млрд кубометров газа.
Консорциум должен был получать по $5,5 за каждый дополнительно добытый баррель нефтяного эквивалента при пиковой добыче 11,33 млн кубометров газа в день.
Перемены в РД КМГВ мае на годовом общем собрании акционеров РД КМГ были досрочно прекращены полномочия члена совета директоров Кенжебека Ибрашева. Новым членом совета директоров избран Алик Айдарбаев, ранее работавший управляющим директором АО «НК «КМГ».
Сам Ибрашев перешел на должность генерального директора дочерней компании НК «КМГ» – АО «МНК «КазМунайТениз».