Европейские авиакомпании выступают против налога на авиатопливо

Опубликовано
Налог может обойтись перевозчикам почти в $14,5 млрд в год

Крупнейшие европейские авиакомпании, включая Deutsche Lufthansa и Ryanair Holdings, выступают против введения налога на авиатопливо. Этот налог мог бы помочь финансировать усилия Евросоюза по защите окружающей среды.

На прошлой неделе глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен раскрыла свою «Зеленую сделку» – дорожную карту, согласно которой ЕС достигнет нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году. Программа обещает особое внимание уделить налоговым льготникам, включая отрасль авиации.

Налог на авиатопливо по всему Евросоюзу (за исключением Великобритании) может стоить авиакомпаниям 13 млрд евро, или $14,5 млрд в год. Это вдвое больше их нынешних ежегодных налогов по ЕС, согласно июльскому докладу Еврокомиссии. Эта оценка исходит из налога в 330 евро за каждую тысячу литров авиакеросина в пункте отправления.

Авиационный керосин не подпадает под налог на топливо в странах ЕС, несмотря на то, что авиация является одним из самых быстрорастущих производителей углекислого газа. Выбросы авиалиний в 2020 году на 70% превысят уровень 2005 года, по оценке ЕС, однако сейчас они ответственны только за 3% общих выбросов парниковых газов в ЕС, в то время как автомобили отвечают за 12% выбросов.

evropejskie-aviakompanii-vystupayut-protiv-naloga-na-aviatoplivo.png

Еврокомиссия прогнозирует, что налог на авиатопливо может снизить выбросы авиалиний на 11% по всем 27 странам-членам ЕС, за исключением Великобритании, так как число пассажиров снизится из-за более высоких цен на билеты.

Пять крупнейших авиакомпаний Европы – Lufthansa, Air France-KLM, International Consolidatied Airlines Group (IAG), Ryanair и easyJet – заявили, что против введения налога, ссылаясь на несправедливую конкуренцию на международном рынке, снижение инвестиций в биотопливо, производящее меньше выбросов, и тот факт, что они уже платят за углеродные кредиты в Европе.

В заявлении Lufthansa представительница компании Сандра Курант сказала, что из-за налога авиакомпании, вероятно, будут вынуждены заправляться за рубежом, а также переместиться в авиахабы за пределами Европы. Крупнейшие узловые аэропорты этого германского авиаконцерна находятся во Франкфурте и Мюнхене.

Air France заявила, что налог ударит по конкурентоспособности европейских авиалиний, так как перевозчики США, Китая и Ближнего Востока не сталкиваются с теми же ограничениями. Тем не менее, налог может также затронуть не-европейские авиалинии, так как перевозчики должны будут платить в стране отправления.

IAG и easyJet сказали, что топливный налог сократит инвестиции в более экологичные альтернативы вроде биотоплива, а Ryanair заявила, что налог «серьезно повредит некоторым периферийным экономикам Европы», которые в значительной степени зависят от недорогих авиаперелетов.

Европейские законодатели заявляют, что налог мог бы профинансировать цель Евросоюза по достижению нулевых выбросов к 2050 году. По оценкам Еврокомиссии, расходы на эту задачу за двадцать лет могут достичь примерно $13 млрд. Лидеры европейских стран пообещали усиленно инвестировать преобразование транспортной и энергетической экономики ЕС.

Председатель комитета Европарламента по транспорту и член французской партии зеленых Карима Делли сказала, что налог найдет достаточную поддержку Брюсселя, так как некоторые страны уже выступают за его введение. В прошлом месяце министры финансов девяти стран, включая Нидерланды, Францию и Германию, призвали ввести налоги для авиации, чтобы бороться с изменением климата. «Нам нужны эти деньги», – сказала Делли.

По ее словам, эти средства должны использоваться для удешевления железнодорожных перевозок через субсидии и инвестиции. Путешествие поездом в Европе может обойтись дороже, чем самолетом, несмотря на то, что это более экологичный вариант.

Налог также может поставить под угрозу рабочие места. Учитывая снижение пассажирского спроса, как оценивает Еврокомиссия, введение налога может привести к сокращению около 30 тыс. штатных работников – что снизит занятость в авиации на 11%. Из всех 27 стран ЕС, не считая Великобритании, это сильнее всего ударит по Германии и Франции.

«Все, о чем они могут говорить, так это угроза для занятости. Моя цель – снизить выбросы углекислого газа», – сказала Делли.

Другие члены Европарламента не согласны с тем, что налог на авиатопливо – это лучший выход.

Ян-Кристоф Отьен, вице-председатель комитета по транспорту и член левоцентристской партии Renew Europe, говорит, что «очень маловероятно», чтобы налог на керосин нашел поддержку большинства в Европарламенте или Европейском Совете, куда входят главы стран-членов ЕС.

Отьен сказал, что ЕС должен вместо этого уравнять правила игры, а именно распространить программу торговли углеродными кредитами на все транспортные сектора. В отличие от авиалиний, морские компании не являются частью углеродного рынка ЕС.

«С моей точки зрения, следующие несколько лет критичны для определения транспортной политики», – заявил он.

Читайте также