Евразийская осень: война, революции, санкции
Эта политическая неделя началась с беспорядков в соседнем Кыргызстане. На Южном Кавказе продолжаются боевые действия, гибнут мирные жители. В Беларуси политический кризис и не думает стихать. Самая большая экономика Евразийского союза и главный торговый партнер Казахстана в этом объединении под угрозой нового пакета западных санкций. Рассказываем, как живут сейчас наши соседи по общему таможенному пространству.
Кыргызстан
Парламентские выборы в республике, которые состоялись 4 октября, закончились уличными беспорядками, захватом правительственных учреждений и освобождением из заключения оппозиционных политиков, в числе которых и бывший президент страны Алмазбек Атамбаев.
В предвыборной гонке участвовало 16 политических партий, но по итогам воскресного голосования, в котором принимали участие 55% имеющих право голоса кыргызстанцев, в Жогорку кенеш прошли лишь четыре — «Биримдик» (24,95%), «Мекеним Кыргызстан» (24,31%), «Кыргызстан» (8,91%) и «Бутун Кыргызстан» (7,21%). Первые три партии в этом списке считаются провластными, то есть поддерживающими в той или иной мере курс нынешнего президента Сооронбая Жээнбекова. При этом ни одна из оппозиционных партий в парламент не прошла.
Уже днем в понедельник на центральной площади Бишкека, в так называемом правительственном квартале, стали собираться сторонники оппозиции, не согласные с итогами выборов — в частности, партий «Ата Мекен» и осколка Социал-демократической партии, поддерживающей Атамбаева (после его ареста партия раскололась – одна часть перешла под патронаж действующего президента, другая остались верна бывшему лидеру страны).
К вечеру в сторону здания правительства полетели камни. В городе начались беспорядки, которые милиция пыталась подавить с применением резиновых пуль и слезоточивого газа. По последним данным, в ходе столкновений с силовиками пострадали около 600 человек, один погиб. Среди пострадавших — лидер «Ата Мекена» Жанар Акаев.
Тем не менее, ночью протестующим все же удалось занять «Белый дом», который они освободили к утру вторника, после того, как на верхних этажах начался пожар. Ближе к пяти часам утра часть протестующих снесла забор у здания Государственного комитета национальной безопасности и освободила из СИЗО бывшего президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева. В июне он был приговорен к 11 годам лишения свободы. Следствие посчитало доказанной его роль в незаконном освобождении криминального авторитета Азиза Батукаева, который считается зачинщиком бунта в одной из колоний близ Бишкека, в результате чего погибли несколько человек, в том числе известных политиков.
Дело против Атамабева было возбуждено в прошлом году и вызвало очередной политический кризис в стране. Несколько дней силам правопорядка пришлось держать в осаде дом Атамбаева, где тот забаррикадировался вместе с соратниками. Один спецназовец погиб. Часть силовиков «попала в плен» к оборонявшимся атамбаевцам. В то же время в столице начались столкновения сторонников бывшего президента с милицией. Но в конечном счете властям удалось погасить конфликт: экс-президент добровольно сдался и призвал протестующих разойтись по домам.
Этой же ночью сторонникам оппозиции удалось добиться освобождения из заключения еще нескольких политиков: Равшана Жээнбекова, проходящего по делу о событиях возле дома Алмазбека Атамбаева, осужденных на 15 и 7,5 лет за коррупцию при модернизации столичной ТЭЦ Сапара Исакова и бывшего премьера Жанторо Сатыбалдиева, а также бывшего депутата Жогорку Кенеша Садыра Жапарова (в 2017 году он получил 11,5 лет колонии за захват заложников).
На фоне столичных событий акции протеста проходят и в других регионах Кыргызстана. Главы Иссык-Кульской, Таласской и Нарынской областей подали в отставку. Во вторник утром стало известно, что совет безопасности Кыргызстана принял решение отменить итоги голосования в Жогорку Кенеш. Действующий президент страны Сооронбай Жээнбеков не исключил проведение новых парламентских выборов. Бывший помощник Атамбаева Адиль Турдукулов считает, что в них сможет причинять участие и экс-президент.
Армения
В конце сентября противостояние в зоне Нагорно-Карабахского конфликта вспыхнуло с новой силой. Администрации непризнанной Нагорно-Карабахской республики и Армении с одной стороны и власти Азербайджана с другой обвиняют друг друга в нарушении режима прекращения огня. Уже вторую неделю стороны применяют тяжелую технику, артиллерию и авиацию. Обстрелам подвергаются города как на территории, контролируемой азербайджанской стороной, так и в непризнанной республике, и в самой Армении. Во втором по величине после Баку азербайджанском городе Гянджа в результате артналетов, по сообщениям официальных городских лиц, погибло более 20 мирных жителей, сотни домов повреждены или разрушены. Столица НКР Степанакерт с начала конфликта уже несколько раз подвергалась обстрелам, как и ряд других населенных пунктов республики. Через два дня после начала эскалации конфликта официальный Ереван заявил об обстреле азербайджанскими беспилотниками города Варденис на территории Армении.
Сведения о потерях среди вооруженных сил, втянутых в конфликт, очень размыты. В основном стороны говорят про нанесенный друг другу ущерб, при этом неохотно раскрывая собственные данные. Так, по сообщения Азербайджана, на 30 сентября они вывели из строя 2300 армянских и карабахских военнослужащих, более 200 артиллерийских, ракетных установок, минометов, около 25 систем противовоздушной обороны и около сотни различных машин. Армения заявляет о потере Азербайджаном 17 самолетов, 14 вертолетов, 124 беспилотников, четырех реактивных систем залпового огня «Смерч», 368 единиц бронетехники и 3154 военных. Баку и Ереван эти данные опровергают и называют пропагандой.
Современный спор Армении и Азербайджана из-за статуса Нагорного Карабаха длится уже более 30 лет. В горячую фазу конфликт начал переходить в 1989 году, когда Верховный Совет Армянской ССР и Национальный Совет Нагорно-Карабахской автономной области в одностороннем порядке приняли постановление о передаче НКАО Армении из состава Азербайджана. После этого последовали вооруженные стычки тогда еще между союзными республиками.
Полномасштабная война между странами началась на стыке 1991 и 1992 годов, после референдума о независимости Нагорного Карабаха, и завершилась только в 1994 году подписанием Бишкекского протокола о прекращении огня. В результате под контролем НКР и армянских сил оказались не только входящие в состав непризнанной республики территории, но и еще семь районов Азербайджана, которые соединяют ее с границей Армении. Под контролем Баку осталось примерно 15% территории НКР и одно армянское село. По разным оценкам, стороны потеряли в этом конфликте от 20 до 35 тыс. человек, включая военных и мирное население.
Несмотря на заморозку, конфликт так и не был разрешен. В приграничных зонах стороны продолжали обстреливать друг друга с разного рода интенсивностью на протяжении всего этого периода. В 2016 году между сторонами произошла «трехдневная война», в результате которой погибли, по разным оценкам, несколько сотен человек. В июле этого года ситуация в зоне конфликта повторилась. Три недели интенсивных боев стоили его участникам десятков убитых и раненых.
Как и во время июльских событий, действия Азербайджана поддерживает Турция. В понедельник глава МИД этой страны Мевлют Чавушоглу призвал НАТО к содействию в выводе Арменией своих сил из Нагорного Карабаха. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган возложил ответственность за военный конфликт в Нагорном Карабахе на Минскую группу ОБСЕ, которая, по его словам, не справилась с его мирным урегулированием.
Группа, в которой принимают участие США, Россия и Франция, заявила, в свою очередь, что «решительным образом осуждает беспрецедентную и опасную эскалацию насилия в зоне Нагорно-Карабахского конфликта и за ее пределами» и призывает стороны к «немедленному и безоговорочному установлению режима прекращения огня». Кстати, аналогичной позиции придерживается и Казахстан, который в самом начале новой фазы противостояния призвал республики сесть за стол переговоров.
Беларусь
Политический кризис, вызванный противостоянием гражданской оппозиции и президента Александра Лукашенко, длится в Беларуси уже второй месяц. В стране, в основном в столице, не прекращаются многотысячные акции протеста. В минувшее воскресенье в центре Минска на акцию солидарности с политзаключенными вышли несколько десятков тысяч человек. Оппозиция говорит о 100 тысячах, официальные лица МВД сообщают, что протестующих было в 10 раз меньше. Против некоторых манифестантов применялись водометы.
Оппозиция отказывается признавать результаты президентских выборов, которые состоялись 9 августа этого года. По данным ЦИК, безоговорочную победу в них одержал Александр Лукашенко, набравший 80% голосов избирателей. Его противники заявляют о массовых фальсификациях и требуют проведения новых выборов.
Победу Лукашенко признали Казахстан, Россия, Китай, Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Турция, Узбекистан и еще ряд стран. Европейский союз, США, Канада, Австралия, Великобритания, Украина отказываются признавать результаты голосования и легитимность белорусского президента, который занимает этот пост 26 лет.
Прибалтийские страны почти сразу объявили о намерении ввести санкции как в отношении самого Александра Лукашенко, так и его окружения. В частности, это выразилось в пятилетнем запрете на въезд в эти страны почти сотне белорусских чиновников. Европейские страны начали приостанавливать совместные проекты с белорусскими государственными учреждениями, замораживать активы белорусских чиновников. Около десятка чиновников из Беларуси лишились возможности вести свои дела в США.
Курс национальной валюты — белорусского рубля — продолжает падать с начала августа. Протесты также привели к снижению стоимости государственных облигаций. К концу первого месяца протестов объем валютных торгов на бирже резко увеличился. В последние дни августа он вышел за рамки $100 млн, тогда как в обычные дни не превышал $10-15 млн. Это стало следствием не только того, что население стало скупать валюту и перекладывать в нее рублевые депозиты, но и того, что бизнес тоже начал терять доверие к рублю. Волнообразному изъятию депозитов препятствовало лишь то, что почти 2/3 их них имеют статус безотзывных.
На этом фоне регулятор запретил выдачу межбанковских кредитов овернайт (запрет продлен до середины октября), а банковскую ликвидность там намерены регулировать за счет аукционных операций, ставки в которых порой в три раза превышали официальную ставку рефинансирования ЦБ РБ. В итоге единственным оператором на межбанке остался государственный Банк развития, выдававший ссуды рынку почти под 24%.
В этой связи уже к началу сентября почти половина банков страны перестала выдавать кредиты. Некоторые ввели ограничение не только на снятие наличных с карт, но и на проведение по ним операций. К октябрю кредитование стало понемногу восстанавливаться, но ставки выросли почти втрое. Некоторые банки выдают потребкредиты под 30 и больше процентов годовых.
Несмотря на то, что забастовки на белорусских предприятиях не сильно повлияли на их текущую работу, давление глобальной пандемии и политического кризиса на золотовалютные резервы (госпредприятия — ключевые поставщики валюты в страну), по мнению экспертов, ведет к риску дефолта и серьезной девальвации национальной валюты. Только в августе объем ЗВР сократился на $1,4 млрд (рекордный обвал с 2003 года), из которых почти две трети было потрачено на поддержание курса рубля.
В то же время в белорусском минфине серьезно рассчитывают на помощь Москвы, с которой Лукашенко удалось договориться в сентябре о получении $1,5 млрд. Часть этих денег пойдет на рефинансирование прежних долгов перед россиянами, часть — на поддержание белорусской экономики.
Россия
В самой России, впрочем, ситуация тоже далека от идеальной. Уже шестой год официальная Москва, живущая под западными санкциями после присоединения Крыма и ситуацией на юго-востоке Украины, из-за международного скандала, связанного с отравлением российского оппозиционера Алексея Навального, находится под риском новых санкций. В своем интервью Der Spiegel политик напрямую обвинил российского президента в том, что именно Путин стоит за попыткой его убийства. В ответ на это пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал слова Навального оскорбительными, а чуть позже заявил о его работе на Центральное разведывательное управление США.
Власти Германии, Франции и США настаивают, чтобы Москва провела открытое расследование инцидента с Навальным. Российские власти в ответ требуют предоставить пробы, взятые из организма политика, на основании которых немецкая сторона пришла к выводу, что он был отравлен веществом из группы «Новичок». Отказ России от расследования осудили в Европейском союзе.
Новые европейские санкции, если они последуют, в первую очередь могут коснуться проекта «Северный поток — 2» — транснационального газопровода, который прокладывает международный консорциум из России в Германию по дну Балтийского моря. Проект уже находится под санкциями США, которые потребовали от европейских компаний, задействованных в строительстве Nord Stream, прекратить работы. На тот момент проект был готов почти на 90%.
В сентябре заблокировать проект потребовал Европейский парламент. Тем не менее, в октябре Дания, последняя страна в регионе, через чью зону экономических интересов проходит трубопровод, выдала оператору «Северного потока — 2» разрешение на его эксплуатацию.