Почему стоит посмотреть мюзикл «Вестсайдская история»
Через два дня — 18 декабря — отпразднует свой юбилей один из самых известных режиссеров в мире, без которого невозможно представить великое американское кино – Стивен Спилберг. Ему исполнится 75 лет, и в этом году он отмечает свой день рождения так, как и положено кинолегенде, сняв отличный новый фильм. На этот раз по мотивам голливудской классики – мюзикла «Вестсайдская история». Похоже, лента станет из одной фавориток будущего «Оскара».
За свою грандиозную карьеру Спилберг в каких только жанрах ни снимал и чего в его фильмографии только не было, но вот мюзикл он не режиссировал ни разу. В 2021 году он исправил это недоразумение и выдал свою версию знаменитой «Вестсайдской истории». Все вокруг говорят, что новая работа Стивена Арнольдовича — это реинкарнация нашумевшего фильма 1961 года, снятого Робертом Уайзом, тот стал в свое время сенсацией и получил на тогдашнем «Оскаре» рекордных десять статуэток. Однако это не совсем так — картина Спилберга это не ремейк «Вестсайдской истории» 1961 года, а скорее еще одна версия одноименного классического мюзикла 1957 года, над которыми трудились талантливые люди: музыку написал Леонард Бернстайн, сценарий – драматург Артур Лорентс, а слова песен — Стивен Сондхайм, создавший не одно бродвейское шоу и ушедший из жизни совсем недавно, незадолго до спилберговской премьеры.
О чем «Вестсайдская история»?
Ее часто называют манхэттенской версией «Ромео и Джульетты», но перенесенной из Вероны XVI века в американские трущобы 50-х. Поэтому противоборствующими сторонами станут не две враждующие семьи, а две банды: потомки белых эмигрантов, которая именовала себя «Ракетами» и мигранты-пуэрториканцы, объединившиеся под названием «Акулы». У них одно гетто на всех, в котором без конца происходят стычки друг с другом, с драками, поножовщиной и участием полиции. Хотя совсем скоро на месте этих развалин будет стоять Линкольн-центр и делить здесь что-то уже бессмысленно, уступать и эту территорию никто не намерен, ведь даже на танцы они ходят в одни те же места. Именно там впервые встретятся молодой хулиган Тони, представитель банды «Ракет» и красавица-пуэрториканка Мария, чей родной брат возглавляет банду «Акул». Молодые моментально влюбляются друг в друга, но ничем хорошим это, понятное дело, не закончится.
Кто сыграл роли?
В первом фильме главные роли исполнили актриса русского происхождения Натали Вуд и американский актер Ричард Беймер. Интересно, что Рита Морено, сыгравшая там Аниту – возлюбленную главаря «Акул» Бернардо и ставшей первой латиноамериканкой, получившей «Оскар», переехала из картины 1961 года в новую – правда, тут актриса, которой буквально на днях стукнуло 90 лет, сыграла уже пожилую хозяйку аптеки, у которой и работает задира Тони. Ради нее Спилберг убрал персонажа по имени Док – старого еврея, который торговал лекарствами, и заменил его на героиню Морено, пуэрториканку, вдову белого американца.
В новой «Вестсайдской истории» главные роли достались талантливому Энселу Элгорту, который помимо отличных актерских умений (он снимался в «Малыше на драйве», «Щегле» и т.д.), еще и неплохо поет и прекрасной дебютантке 20-летней Рейчел Зеглер. Карьера этой девушки сама по себе — готовая история для кино: дочь колумбийки и поляка с детства росла красавицей и увлекалась пением, играла в школьных мюзиклах, затем стала выкладывать свое пение в YouTube и довольно быстро оказалась популярной блогершей. В 2018 году Стивен Спилберг объявил в Твиттере открытый кастинг, девушка ответила на его твит, дав ссылку на свои каверы к песням из мюзикла Tonight и I Feel Pretty. Режиссеру ее творчество понравилось и Рейчел пригласили на пробы, где ее выбрали среди 30 тысяч (!) претенденток. Сейчас девушку номинировали на «Золотой Глобус», у нее есть большие шансы на «Оскаре» — все критики в полнейшем восторге от голоса Зеглер, ее актерских данных и свежести, плюс ей уже предложили роль Белоснежки в новом диснеевском фильме.
Фото: hellomagazine.com
Кроме того, Спилберг был бы не Спилбергом, если бы проигнорировал повестку — всех пуэрториканцев сыграли настоящие латиноамериканские актеры, а не белые американцы, загримированные под них, как это бывало в старых американских лентах. Кстати, испанский язык здесь идет без перевода и субтитров и это придает картине какую-то особую атмосферу, зритель будто бы погружается в то время, когда Манхэттен был во многом пуэрториканским.
Также режиссер внедрил в сценарий квир-персону – небинарную актрису Эзру Минас, она играет героиню по имени Энибадис. Точнее, это в фильме 61-года Энибадис была героиней и девушкой-пацанкой, а сейчас — это трансгендерный персонаж.
Почему у этого прекрасной работы не самый лучший бокс-офис?
В казахстанских кинотеатрах на мюзикл мастера идут не так охотно, как хотелось бы, да и в родном, американским прокате в премьерные дни мюзикл собрал всего $10,5 млн, для ленты, снятой за больше, чем $100 млн — это не самое оптимистичное начало и вряд ли ситуация кардинально изменится, ведь в спину уже дышат новая «Матрица» и только что сделанный «Человек-паук». Аналитики считают, что причин для такого прохладного приема несколько. Главная из них, это то, что основная аудитория этого мюзикла — взрослые люди, которые видели «Вестсайдскую историю» на Бродвее или в фильме, выпущенном в 1961 году, так и не вернулась в кино после пандемии. А миллениалы, на которых ругался недавно Ридли Скотт, оглушительно провалившийся со своей «Последней дуэлью», вероятно, найдут «Вестсайдскую историю» слишком олдскульной. Кроме того, самая большая звезда там все же не красавец Элгорт, которого чуть не «отменили» из-за скандальных заявлений одной знакомой, и конечно, не только начавшая свой путь Рэйчел Зеглер, а сам Спилберг. Но промоутит он мюзикл вяло, да и зачем это человеку с такой фильмографией, как у него?
Что хорошего в «Вестсайдской истории» Спилберга и зачем ее смотреть?
«Во-первых – это красиво», — пошутит кто-то и будет прав, спилберговский мюзикл ностальгически красив, неплохо снят, достаточно зрелищен, в нем хорошо поют, прекрасно танцуют и есть химия между героями. Актерские работы превосходны, героям симпатизируешь, а над их трагедиями плачешь по-настоящему. У этой работы Спилберга есть только два минуса и то достаточно спорных: она перфектна (излишняя старательность и аккуратность лишает картину живости) и в ней ничего кардинально нового, все сделано с большим уважением и почтением к оригиналу.
Сюжетно новая «Вестсайдская история» мало чем отличается от старой версии, здесь также все построено вокруг расизма и ксенофобии, а трагедия вновь рассказывает о вечном – любви, которая способна преодолеть любые границы, пройти через препятствия и возвыситься над чем и кем угодно, будь даже это твои друзья, соплеменники или кровные родственники. При всем этом Спилбергу удается так ловко расставить нужные акценты и дорисовать кое-где такие штрихи, что всем известная история любви срабатывает так, будто бы зритель ее и не знает вовсе, причем, с такой точностью, что остается поражаться его мастерству.
Пожалуй, в этом нежном, по-хорошему старомодном и одновременно остроактуальном мюзикле (проблемы мигрантов никуда ни делись, а лишь обострились и вышли на новый уровень) Спилберг без лишнего пафоса достигает той гуманистической высоты, к которой он всю жизнь стремился и стремится. Разные культуры, язык, социальный статус, в конце концов, время проживания в Америке — ничто, а вот любовь вечна, она пройдет сквозь века и останется в людской памяти, а все остальное сгинет, как руины старого Манхэттена 50-х, на месте которых давным-давно стоит респектабельный Линкольн-центр.
Картины Спилберга всегда были американскими до самых своих мельчайших атомов, но здесь режиссер не просто творит ее мифы, он заглядывает в истоки, туда, откуда начиналась Америка и как она стала такой, как сегодня и какие драмы могут стоят за модными словами «толерантность» и «cultural diversity».
«Вестсайдская история» вряд ли имеет потенциал стать новым «Ла-Ла-лэндом» — самым запоминающимся мюзиклом последних лет, ставшим для миллениалов культовым, но это точно один из лучших «новых» фильмов мастера, который стоит посмотреть. Не зря, наверное, Спилберг посвятил эту работу своему ушедшему отцу — «for my Dad» гласит его финальный титр. «From your Dad» – хочется добавить…