Развитию приграничного бизнеса Актюбинской области мешают административные барьеры

Опубликовано
Самый главный барьер на пути к взаимовыгодному сотрудничеству – многочасовые очереди на границе

Актюбинская область заинтересована в поставке в соседний Оренбургский регион мясной и молочной продукции. Есть интерес и к ряду товаров народного потребления из Оренбургской области. Однако зачастую из-за административных барьеров предприниматели не могут реализовать свою продукцию на российском рынке. О том, что необходимо предпринять для устранения различных барьеров в ведении бизнеса, предприниматели обсудили на квест-сессии в Актобе.

Безграничный бизнес

Самый главный барьер на пути к взаимовыгодному сотрудничеству – многочасовые очереди на границе. Сельхозпроизводители неоднократно обращали внимание на эту проблему в региональной палате предпринимателей «Атамекен». О ней также наслышаны в управлении предпринимательства Актюбинской области. По словам предпринимателей, в очередях на границе приходится стоять от 1,5 часа и больше, а летом с увеличением пассажиропотока до 12 часов. Кроме того, фермеры, проживающие в приграничных селах, жалуются на необходимость оплачивать страховку при пересечении границы.

«Через Актюбинскую область продукция поставляется в другие регионы Казахстана. Это очень высокий показатель. Тем не менее на границе часами стоят машины, а речь идет о скоропортящихся товарах. Необходимо расширить это так называемое «горло». Кроме того, необходимо решить вопрос соблюдения требований по маркировке обеими сторонами», – отмечает руководитель управления предпринимательства Актюбинской области Анар Даржанова.

По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей Оренбургской области Виктора Коршунова, если во время своего прошлого визита в Актобе, месяц назад, он простоял на границе 4,5 часа, то сейчас ситуация заметно изменилась. С российской стороны разделена очередь, открыт еще один небольшой павильон для досмотра документов. 

«Этот вопрос поднимался в присутствии наших федеральных структур, и дальше мы обсуждаем эту тему на своей территории. Сейчас планируем вынести этот вопрос на Евразийскую сессию, которая запланирована на начало декабря. Что касается страхования, то, имея свой полис в России, приезжая сюда, плачу страховку, вы, имея его у себя в Казахстане, приезжаете к нам и снова платите. Это неправильно. Вопрос со страховкой нужно выносить на федеральный и республиканский уровни, чтобы была «грин-карта», как в Евросоюзе», – отметил Виктор Коршунов.

По словам предпринимателей, на пограничном посту в Акбулаке с российской стороны всего два окошка и досмотр документов затягивается надолго. Все это время люди вынуждены стоять на улице. Между тем документы проверяет всего один пограничник.

«Мы дошли до Евразийского союза и поднимаем такой вопрос. Нам нужны симметричные проекты таможни. Чтобы зашел человек с одной стороны, с другой стороны вышел. Вот это техническое решение вопроса. С единым страховым пунктом. Все имеет технологическую основу», – говорит предприниматель Александр Мандрыкин.

Недоступные буренки

Еще один наболевший вопрос местных фермеров – приобретение племенного скота по программе «Сыбага» в приграничных районах Российской Федерации. Порядка 40 актюбинских предпринимателей в этом году получили заемные средства на приобретение КРС, однако не могут привезти его из-за карантина по нодулярному дерматиту и ящуру, объявленному в некоторых областях РФ. Ситуацию не удается разрешить на протяжении нескольких месяцев. Некоторые фермеры внесли залог за скот, но не могут ни привезти племенных буренок, ни вернуть деньги. Проблема, по словам бизнесменов, возникает не первый год, границу закрывают периодически. При этом бизнесмены пишут жалобы в различные инстанции, но вопрос до сих пор не решен. 

«В этом году мы взяли кредиты, некоторые 40 млн, кто-то 70 млн, кто-то 5 млн тенге. Но уже четыре месяца мы бьемся об стену – закрыты Челябинская область, Алтайский край, Оренбургская область. Обращаемся в управление ветеринарного контроля, пишем письма. Они говорят: закрыта Оренбургская область, обращаемся в Оренбургскую область, там говорят: нет, границу закрыл Казахстан. Теперь россияне готовы выдать ветеринарный сертификат Таможенного Союза, но наша ветслужба не признает этот документ», – поделился глава крестьянского хозяйства Руслан Шуиншалин.

Представители Оренбургской области заверили, что у них карантин снят, фермеры могут закупать скот, поэтому вопросы исключительно к казахстанской стороне. В Актюбинской территориальной инспекции ветеринарного контроля и надзора о снятии карантина на российской территории, как оказалось, знают, но ссылаются на вышестоящую инстанцию.

«От комитета ветеринарного контроля и надзора указаний о снятии карантина не поступало. Несколько раз мы писали письма на имя председателя комитета, на площадке «Атамекен» на очередном заседании был рассмотрен вопрос. На сегодняшний день он решается. Как только получим указания сверху о снятии ограничений, откроем границу», – ответил представитель территориальной инспекции ветконтроля и надзора Ерлан Орынбаев.

«В настоящее время национальная ПП «Атамекен», учитывая сложившуюся ситуацию в Карагандинской и Актюбинской областях, направила письмо в министерство сельского хозяйства с теми предложениями, которые обсуждали на заседании совета по защите прав бизнесменов. Теперь эксперты ждут официальное письмо от Оренбургской стороны о том, что ограничения сняты. И это письмо также отправим в МСХ», – отметил эксперт региональной ПП «Атамекен» Нурлан Махамбетов.

«Очень неловко за нашу ветеринарную службу, за весь Минсельхоз. 30 дней – срок, за который мы должны привезти скот, – прошли, мы не успели. Предприниматели написали письма в антикоррупционную службу, в совет безопасности и аппарат президента РК на предмет коррупционности. Потому что мелкие фермеры скот уже не завезут. Завезут крупные хозяйства. Актюбинская область покажет освоение средств и все», – высказался на этот счет предприниматель Александр Мандрыкин.

Желание и возможности

В соседней Оренбургской области есть спрос на Актюбинскую кисломолочную продукцию, муку, макаронные изделия и мясные полуфабрикаты, говорит руководитель управления предпринимательства Анар Даржанова. Предприниматели готовы все это поставлять, но нередко граница становится непреодолимым барьером. Существует технический регламент Таможенного Союза, который позволяет реализовывать продукцию на территории стран – членов ТС. Для этого предпринимателю необходимо иметь сертификат о происхождении товара. Однако нередко уполномоченные органы соседнего государства требуют предоставить дополнительные документы. Бизнесмен в таких случаях теряет и время, и деньги на дополнительные исследования. Чего в принципе быть не должно, говорит заведующий сектором аппарата Бизнес-Омбудсмена по Актюбинской области Руслан Куйшинов

К примеру, фирма «Урарту», занимающаяся производством мясных полуфабрикатов, не может поставлять свою продукцию в Оренбург из-за различий в законодательствах двух стран. Россияне требуют ветеринарную справку на товар, в Казахстане подобную справку на полуфабрикаты не выдают.
«Правила действительно разные. На уровне глав государств проделывается огромная работа. Выполняются все требования, которые нужны. От бизнесменов мы слышим, что есть нюансы, которые мешают работе. Нужно технически, детально изложить вашу ситуацию. Вы со своей стороны, мы со своей. Будем решать этот вопрос. Нужно гармонизировать законодательство», – предложил Виктор Коршунов.

И таких проблемных вопросов в ходе встречи было поднято немало. К примеру, представители ассоциации аварийно-спасательной службы столкнулись с проблемой двойной оплаты утилизационного сбора при покупке автомобилей «УАЗ» в автосалоне Оренбурга. Сумму сбора завод-изготовитель уже заложил в стоимость авто. При регистрации автомобиля в Актобе пришлось этот сбор оплачивать снова. Тогда как, по мнению представителей ассоциации, сбор должен уплачиваться в той стране, где будет эксплуатироваться этот транспорт.

В знак начала реализации всех достигнутых договоренностей управления предпринимательства Актюбинской и Оренбургской областей решили обеспечить «зеленый коридор» четырем проектам, по два с каждой стороны. Оренбуржцы будут поставлять в Актобе кондитерские и трикотажные изделия. Точки сбыта уже определены, есть соглашение по аренде. Такое же сопровождение представители соседней области пообещали обеспечить для производителей пластиковых окон и кисломолочной продукции из Актобе.

Читайте также