Новости

Минэкономики ратует за концессию

Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭБП) предлагает Казахстану отказаться от практики договорного установления размеров специальных платежей недропользователей в заключенных с ними контрактах. Об этом в ходе заседания координационного совета по налогообложению и законотворчеству ассоциации KazEnergy в Астане сообщил начальник управления налогообложения недропользователей департамента налоговой политики и прогнозов МЭБП РК Галымжан Жакупов.

«На данном этапе, когда ведущие нефтяные компании, в том числе и иностранные, работающие в республике, присоединились к инициативе прозрачности в добывающих отраслях, а также с учетом стратегии вхождения Казахстана в 50 наиболее конкурентоспособных государств мира министерством было внесено в правительство предложение об отказе от соглашения о разделе продукции (СРП) как модели контрактов на недропользование», - сказал представитель Минэкономики Галымжан Жакупов, а также отметил, что налогообложение по СРП в республике сложное и непрозрачное из-за применения системы триггеров (показателей), которые декларативно призваны гарантировать стабильные отчисления недропользователей государству. По его словам, они на деле позволяют минимизировать налоги путем регулирования возмещаемых затрат. Кроме того, размеры специальных платежей и налогов недропользователей по СРП устанавливаются в ходе заключения контракта, что, в свою очередь, создает условия для коррупции.

Представители Минэкономики считают необходимым с помощью изменений налогового законодательства обеспечить максимальное упрощение методики исчисления спецплатежей недропользователей, максимальную транспарентность механизма налогообложения нефтяных операций, а также гарантированный объем поступлений денежных средств в бюджет с начала добычи нефти на месторождениях и получение государством адекватных доходов при росте мировых цен на нефть.

Так, по информации МЭБП, за истекшие годы в стране уже проведена большая работа по снижению налоговой нагрузки, упрощению налогообложения и налогового администрирования. Вместе с тем по ранее заключенным контрактам, ввиду их стабильности, остаются отдельные нормы и положения, которые не были предусмотрены ни законодательством Казахстана, ни мировой практикой налогообложения. «Застабилизированные нормы контрактов не отвечают реалиям времени и все чаще вступают в нестыковки, а порой и в прямые противоречия с нормами текущего законодательства. Это, в свою очередь, ведет к спорам и разногласиям при проведении налоговых проверок и аудита. В дальнейшем эта ситуация будет только усугубляться, поскольку недропользователи, работающие по старым контрактам, не хотят идти на изменение каких-то параметров, хотя и президент, и правительство гарантируют, что все ранее заключенные контракты в одностороннем порядке не будут расторгаться и пересматриваться, только при обоюдном согласии сторон», — подчеркнул Г. Жакупов и предложил недропользователям, не изменяя основных положений контрактов, рассмотреть возможность внесения в них дополнений в части перехода на текущее налогообложение с учетом сохранения первоначального баланса экономических интересов сторон. «Это позволило бы решить проблему спорных моментов и в значительной мере облегчило бы налоговое администрирование указанных контрактов», — добавил он.

Представители Минэкономики подчеркнули, что изменение налоговой и таможенной политики в сфере недропользования будет проводиться в соответствии с принятой среднесрочной программой фискальной политики. При этом основные направления совершенствования налоговой политики в ближайшие годы будут направлены на повышение эффективности налоговых льгот путем концентрации их стимулирующего эффекта на реальном секторе экономики и ликвидации неэффективных льгот. «Мы обсуждали это направление, взятое правительством, на то, чтобы по максимуму отказаться от налоговых льгот и по максимуму повысить эффективность оставшихся», — заключил Г. Жакупов.

Между тем инициирование Министерством экономики и бюджетного планирования предложений об отказе от СРП и переходе на концессионные контракты последовало сразу после подписания главой государства Нурсултаном Назарбаевым новых поправок в закон «О недрах и недропользовании». В соответствии с этими поправками государство теперь вправе расторгать контракты в сфере недропользования, в том числе и ранее заключенные, в одностороннем порядке, если действия инвесторов при проведении операций по недропользованию в отношении участков недр (месторождений), имеющих стратегическое значение, приводят к существенному изменению экономических интересов страны или создают угрозу национальной безопасности. Прекращение действия контракта, по установленному законодательству, не освобождает стороны от исполнения текущих обязательств, которые остались неисполненными к моменту прекращения действия контракта или изменения его условий.

Однако казахстанские и российские эксперы уверены, что принятие данного законопроекта связано с тем, что государство идет по пути ужесточения для недропользователей налогового режима. Напомним, что в конце 2004 года принятие поправок в законодательство о недропользовании дало государству право приоритетного выкупа высвобождающихся долей в нефтепроектах и позволило национальной компании «КазМунайГаз», действующей от имени правительства, выкупить долю в Северокаспийском проекте. А в 2005 году новые законодательные поправки наделили Кабмин правом на преимущественный выкуп на вторичном рынке акций и активов фирм, добывающих в стране нефть, что позволило ему вмешаться в процесс переговоров о продаже активов компании PetroKazakhstan Inc. китайской CNPC International. Поэтому оценки экспертов относительно реакции недропользователей на принятие нынешних поправок однозначны: все это может негативно сказаться на инвестиционном климате Казахстана и отпугнуть инвесторов от богатой нефтью страны.

Асель МУКАНОВА